Альгамбра

Альгамбра — это самая посещаемая достопримечательность Испании, ради которой в маленькую Гранаду съезжаются просто толпы туристов; я их за это совершенно не порицаю. Альгамбра представляет собой огромный ансамбль из укреплений, дворцов и парков, занимающий холм Ла-Сабиха в юго-восточной части современной Гранады. Ну то сейчас это край города, а раньше это и был город — в кольце крепостных стен были дворцы, мечети, мастерские, жилые дома, бани, сады, кладбище — в общем, все, что нужно хорошему человеку, чтобы достойно встретить старость.

Люди жили тут с доримских времен, но крепость здесь первыми возвели уже арабы — точнее, возводили не раз, потому что крепость, как водится, переходила из рук в руки и при этом страдала: в девятом веке ее разваляли так сильно, что в промежутке до одиннадцатого века она не упоминается вовсе. Некоторое время это было просто рядовое укрепление во владениях Альмохадов, а когда государство Альмохадов затрещало под ударами воинов реконкисты, Альгамбру вместе с Гранадой и большей части Андалусии (того, что осталось под арабами) под шумок оттяпал эмир Мурсии Юсуф ибн Худ. Впрочем, Ибн Худу продержаться удалось недолго — полевой командир из провинциальной Архоны (крошечный городок близ Хаэна — вы про него и не слышали, я тоже) Мухаммад ибн Наср по прозвищу Рыжий занял город и провозгласил себя эмиром Гранады под именем Мухаммад I. Тут-то все и завертелось.

Хотя Мухаммаду Рыжему и пришлось признать верховенство власти Кастилии, лишиться части земель и даже помогать христианам воевать Севилью, дипломатия ибн Насра и его потомков Насридов была просто сверхуспешной — Гранадский эмират остался единственным независимым (а потом просто единственным) мусульманским государством на Пиренейском полуострове. Население резко выросло за счет переселения многих тысяч беженцев с территорий, захваченных реконкистадорами. При Мухаммаде I начались работы по украшению и превращению Альгамбры из провинциальной крепости в столичную резиденцию эмиров, которую его потомки достраивали, перестраивали, украшали и укрепляли вплоть до злополучного 1492 года, когда последний эмир сдал крепость католическим королям, к этому моменту успевшим оставить от Гранадского эмирата примерно одну Гранаду.

В 1492 году реконкиста успешно закончилась, королева Изабелла смогла наконец-то помыться и поменять рубаху, а Альгамбра стала королевской резиденцией. Мечеть быстренько переделали в церковь, Карл V построил тут себе дворец (совершенно не вписывающийся в планировку и стиль), но Бурбоны к Альгамбре никакого интереса не испытывали, поэтому тут все начало хиреть и разрушаться. В 1812 году наполеоновская армия при отступлении взорвала некоторые постройки Альгамбры — были уничтожены некоторые башни и дворцы; собирались взорвать все, но что-то им помешало (если кто-то читал книги Бернарда Корнуэлла, то он, как и я, легко согласится с тем, что это дело рук Ричарда Шарпа). Затем в 1821 году Альгамбра пострадала от землетрясения. Через какое-то время, как водится, на волне романтического интереса к средневековью Альгамбру начали восстанавливать, но, как пишут, больше в духе тогдашних представлений о мавританской архитектуре, чем собственно самой мавританской архитектуре. Так что потом пришлось перереставрировать. Непонятно, сколько оригинального осталось.

Ну, в общем, достаточно истории, даю фото.

Сразу скажу — мне необыкновенно понравилось, Альгамбра мне необыкновенно понравилась, и как парк, и как невероятное нагромождение башен, плиток, арабесок и ажурной резьбы по камню. Провести тут целый день — и то будет мало (мы провели).

1. Вид на Альгамбру снаружи, с видовой площадки у церкви святого Николая. В центре — башня Косарес, правее дворец Карла Пятого, в центре колокольня церкви Санта Мария, слева — кипарис.

2. Так Альгамбра выглядит из садов Хенералифе.

3.

4. Патио-де-ла-Асекиа — Дворик Оросительного канала в Хенералифе.

5. Хенералифе (с ударением на «и») — бывшая загородная летняя резиденция эмиров, находится на холме Серро-дель-Соль напротив Альгамбры, с которой дворец соединялся крытым мостиком через овраг. Тут есть дворец (не такой роскошный, как в самой Альгамбре), дворики с фонтанами и цветущей бегунвиллией, и прекрасные сады. Дворец и сады были построены в период правления Мухаммеда III (1302—1309) и заново декорированы вскоре после султана Измаила I (1313—1324). Комплекс — самый старый и, как считается, наиболее хорошо сохранившийся сад мавританской Испании.

6.

7. Детали.

8.

9.

10.

11. Вид на Альбайсин.

12. Если присмотреться, виден город Монтефрио на вершине холма.

13.

14. Парталь и колокольня церкви Санта Мария.

15.

16.

На двух предыдущих снимках на переднем плане видна Башня Пик (Torre de los Picos — здесь и дальше будут испанские названия, просто потому, что мне нравится, как внушительно они звучат) конца тринадцатого века. Обязана своим названием, по разным версиям, то ли кронштейнам на уровне верхнего этажа, с которых якобы можно было обозревать наружную стену башни и территорию перед ней, то ли остроконечным зубцам. Стоят две башни, на одной пики точены.

17. Бывший монастырь Сан-Франсиско (Convento de San Francisco) конца пятнадцатого века поначалу служил усыпальницей Католических королей (сиречь Изабеллы и Фердинанда), прежде чем их останки перенесли в Королевскую капеллу при соборе. Сейчас тут гостиница Parador de Granada.

Дорожки замощены в традиционном гранадском стиле с мозаикой из камушков: белые из речки Дарро, чёрные из реки Хениль.

18.

19. Пушки.

20. Можно входить не со стороны Хенералифе, а через ворота с южной стороны Альгамбры. Ворота в башне сверху, на переднем плане фонтан Карлоса Пятого.

21. Ворота Справедливости (Puerta de la Justicia), или Ворота Эспланады (Puerta de la Explanada) возведены в 1348 г.

22. Ворота.

23. Детали.

24.

25. Юрий Александрович с видом на Гранаду.

26. Котик отдыхает.

27. Алькасаба — цитадель Альгамбры; именно здесь были построены первые укрепления. На фото башня Оммажа (Torre del Homenaje), шестиэтажная, высотой 26 м, в христианскую эпоху выполнявшая функцию донжона. По легенде, в ней жил аль-Ахмар до постройки дворца. Первый этаж использовался как тюрьма и как продовольственный склад.

28. Крепость. Слева Дозорная башня (Torre de la Vela), самая высокая башня цитадели (около 27 м высотой). На башню можно подняться. Наверху были зубцы, но в 1522 г. их разрушило землетрясением. Слева — Оружейная башня (Torre de las Armas); в ней есть Оружейные ворота (Puerta de las Armas), через которые можно подняться из Альбасина во внутренний двор — но я, честно говоря, не видел, чтоб кто-то так ходил, да и дорожка на следующем снимке выглядит заросшей, так что сейчас, видимо, ворота закрыты.

29. Вид Гранады с Оружейной башни. Слева — башня Идальго.

30. Оружейная площадь (Plaza de Armas), внутреннее пространство. Тут находились казармы, жилища всякого обслуживающего персонажа, склады на случай осады и тюрьма. Сейчас-то, конечно, одни фундаменты остались. Посредине фото — Сломанная башня (Torre Quebrada). Реставрация, оригинальная башня сильно осыпалась.

31. Вид с Дозорной башни. Север.

32. Запад.

33. Patio de la Mezquita, то бишь Дворик Мечети. Слева — башня Мухаммеда.

34. Вид на город с крепостной стены. Дворик Мечети справа.

35. Котики.

36. Самое выбивающееся из общей архитектурной канвы сооружение Альгамбры — дворец Карла V. Карл наследовал Фердинанду и Изабелле и решил отгрохать в мавританской Альгамбре здоровенный кирпич шестьдесят на шестьдесят метров в стиле итальянского маньеризма (добрый кусок Италии входил в державу Карла Пятого). Дворец квадратный с круглым внутренним двором диаметром 30 м, двухэтажный, с квадратными и круглыми окнами снаружи, внутри — с дорическими колоннами на первом этаже и ионическими на втором. В здании находятся Музей изящных искусств Гранады и музей исламского искусства. Я зашел, было неинтересно.

37.

38.

39. Деталь фасада дворца — бронзовое кольцо для привязывания коней.

Восточнее дворца Карла Пятого находится Парталь — комплекс садов, фонтанов и еще каких-то строений на месте бывшего дворца Парталь (то есть «дворца портика»), построенного раньше насридских дворцов — в начале XIV в., при Мухаммеде III. Этот дворец снесли, так что от него осталось очень немногое — собственно, то, что было интегрировано в в наружную стену — башня Дам (Torre de las Damas) и башня часовни.

40. Башня Дам.

41. Во второй половине XIX башня представляла собой чье-то частое жилище; в 1865 его купил немецкий банкир Артур фон Гвиннер, который подарил этот кусок Альгамбры испанскому государству, а взамен получил разрешение вывезти декоративный деревянный купол башни. Купол можно увидеть в Музее исламского искусства в Берлине — там я его и сфотографировал.

42.

43. Южней башни Дам находятся сады Парталь — раньше тут стоял дворец Юсуфа III, в котором при испанцах жили алькальды (губернаторы) Гранады, и он, соответственно, назывался дворцом Тендилья (по титулу соотвествующего графа). Стоял он себе до 1718, когда король Филипп V рассердился на тогдашнего графа де Тендилья и велел лишить его графского титула, земель, должности алькальда, а дворец разломать к чертовой матери (это очень сурово, потому что дворец-то в чем виноват?). Осталось немного, вот лестница, например.

44. Рядом с башней Дам, тоже в стене, расположена Часовня (Oratorio del Partal), она же башня Михраба (Torre del Mihrab). Вот, собственно, и михраб на фото.

Главная часть Альгамбры — дворец Насридов. (Ну, собственно из-за него сюда все и едут). Он состоит из трех частей: Мешуара — здания для аудиенций, приема послов и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, и Дворца Львов — частных апартаментов эмира.

45. На фото как раз часть дворца Львов — купол зала Абенсеррахов, снаружи (изнутри красивее).

46.

47. Зал послов (Salón de Embajadores), высотой 18,2 м — самый большой зал Альгамбры, занимает основную часть башни Комарес (Torre de Comares) — самой высокая из башен Альгамбры, высотой 45 м. В трех стенах, кроме входной, очень толстых (толщиной 2.5 м), проделаны ниши с тремя арками внутрь и окном наружу. Окна, забранные узорными решетками, идут и по второму ярусу. Все стены, ниши, арки, переходы в обилии заполнены надписями, резьбой и лепниной.

48.

49.

50. Когда Мухаммед I «Рыжий» ибн Наср в 1238 отнял Гранаду у эмира Мурсии Юсуфа ибн Худа, жители приветствовали триуматора криками: «Добро пожаловать, победитель милостью Аллаха!», на что, согласно легенде, Мухаммед I отвечал: «Нет победителя, кроме Аллаха». Эти слова стали девизом самого правителя, основанной им династии Насридов, и повсеместно встречаются на стенах Альгамбры. Вот и тут.

51. По контрасту — глазурованная плитка христианских времен, с двухглавым габсбургским орлом.

52.

53. Миртовый дворик (Patio de los Arrayanes) — центр дворца Насридов. Дворик задал тон всему интерьеру. Это самое знаменитое место Альгамбры (ну, может быть, после Львинного дворика) и уж точно самое часто встречающеея на фото отсюда. Посредине дворика находится прямогульный мраморный бассейн. По длинным сторонам он обсажен постриженной изгородью из мирта. По северной и южной сторонам сделаны открытые портики, имеющие по семь полукруглых арок с ажурной резьбой и с колоннами. С Юга двор замыкает дворец Карла Пятого.

54. С севера — башня Комарес.

55. Справа — вход в бани и женские покои.

Мы купили билеты с самим поздним входом — чтоб людей не так много (ну как не много — меньше, чем могло бы быть, судя по очереди днем), но было уже достаточно сумеречно.

56. Символ Альгамбры — Львиный дворик.

Честно говоря, не понял вообще, в чем прикол — вообще не цепляет. Львы какие-то стремные. Сразу В Альгамбре много вещей гораздо красивее.

Вокруг Львиного дворика находится Дворец Львов — частные покои эмира. Когда построен и все такое, можно в википедии прочитать. ВОт где основная красота. Даже не верится, что такое можно руками сделать.

57.

58. Купол зала Абенсеррахов. Зал Абенсеррахов находится с южной стороны Львиного дворика. Обязан названием легенде, согласно которой здесь во время празднества было убито 37 представителей знатного рода Абенсеррахов (см. Красная Свадьба). Ржавые пятна в фонтане зала принято считать следами крови (см. Кентервилльское привидение).

59. Зал Сталагмитов.

60.

61. Зал Королей (Sala de los Reyes) замыкает Львиный дворик с востока.

62. Потолок в зале королей. Как-то так в моем невежественном представлении должно выглядеть множество Мандельброта.

63. Детали.

64.

65.

66. Зал Бифориев назван так из-за окон-бифориев (с двумя проемами, разделенными колонной) выходит во дворик Линдараха. При эмирах тут находился гарем, и одалиски взирал из окна на долину Хениля, потому что дворца Карла Пятого при одалисках не было. Окна расположены так низко специально для того, чтоб можно было выглядывать, комфортно развалясь прямо на полу.

67.

68. Внутренний дворик Линдараха (Patio de Lindaraja). Фонтан, здоровенные кипарисы, вообще очень миленько и умиротворяюще, но времени рассиживаться уже совершенно не было.

69. Вид на сумрачную долину ручья Дарро.

70. Альбасин.

71. Вид на Альгамбру из Хенералифе. Как раз включили подсветку башен и в городе зажглись первые фонари, а над горами еще горел закат, и было очень красиво и романтично, и хотелось воспарить духом куда-то в горние выси, но явилась Суровая Реальность, принявшая на тот раз облик сотрудницы парка (реальность порой принимает самые причудливые формы) и выставила нас вон.

72.

73. Именно так я и запомнил волшебную Альгамбру — золотые стены на фоне сиреневых гор Сьерра-Невада.

Category: Новости | Tags: , , , , , Comment »