Перейти до вмісту

Восточные яйлы

Несложный маршрут по яйлам восточного крыма: Демерджи, Тирке, Караби и немного Долгоруковской. 7 дней, 6 ночевок.

Начало: на трассе Симферополь-Ялта после села Перевальное. Ночевка между Тирке-яйлой и Долгоруковской яйлой. В урочище Тирке, выше по склону, есть хороший источник, но весной можно стать у ручья.

Второй день: подьем до урочища Тирке, проход по Долгоруковской яйле, спуск и ночевка возле реки Бурульча.

Третий день: подъем от Бурульчи вверх на Орта-Сырт. Проход гребешка, спуск с яйлы и ночевка возле речки Су-Ат.

Четвертый день: поднимаемся вверх по течению Су-Ата, поднимаемся на плато Караби. Сворачиваем к метеостанции, проходим мимо Кара-Тау и по кромке леса выходим к южному склону Карпби. Спускаемся вниз по Второму проходу мимо зубцов и становимся на ночлег недалеко от Нефер-Узень. Близко к воде стать врядли удасться, место довольно людное в любое время года.

Пятый день: проходим под склонами Караби на запад до источника и стоянки Ай-Флекси. Оттуда двигаемся к отрогам Тирке-яйлы и становимся на ночевку у источника Сулух-Оба. Вечером можно подняться на Тирке полюбоваться закатом.

Шестой день: поднимаеся на Тирке-яйлу и идём вдоль линии обрывов до перемычки с Демерджи. На развилке выбираем левую дорогу. Проходим яйлу и спускаемся на перевал между Северной и Южной Демерджи. Спускаемся направо и становимся внизу возле ручья в видимости козырька Северной Демерджи. Недалеко расположены руины крепости Фуна, рядом с ними есть хороший источник.

Седьмой день мельком посмотрим с утра Долину Привидений и Большой Каменный Хаос, спускаемся по дороге мимо села Лаванда и садимся на троллейбус на трассе.

Бахчисарай – Ласпи

Очень насыщенный маршрут: пещерные города, плато центрального Крыма, лес, водопад (водопад работает только весной), горные обрывы, каньон, яйла, на финише – берег моря. 8 дней, 7 ночевок + ночевка у моря.

Начало: в Бахчисарае у ханского дворца. До Бахчисарая можно добраться на автобусе с автовокзала в Симферополе (отправление раз в два часа, Качинское направление), электричкой Симфероополь-Севастополь или непосредственно поездом, если выбрать такой, который идет до Севастополя, а не до Симферополя. До Ханского дворца от автовокзала или от ж/д-станции ходит маршрутка.

На конечной остановке маршрутки спросить, как пройти к монастырю. Народу, предупрждаю сразу, будет не просто много, а очень много. Проходим мимо Свято-Успенского пещерного монастыря к пещерному городу Чуфут-Кале. По дороге будет мусульманское кладбище – смотреть там особо нечего, можно не задерживаться. Перед последним подъемом к Чуфут-Кале (на самом склоне, дорога тут делает резкий поворот влево) будет развилка на тропинку. Осмотр города занимает примерно 40-60 минут. Возвращаемся к развилке и идем по тропинке (влево, стоило не оставлять тут рюкзаки, обойдем Чуфут-Кале до конца и спускаемся на ту же тропинку. Ориентиром должна быть башенка).

Примерно в километре вверх по тропинке будет старинное караимское кладбище Балта-Теймез. Стоит остановиться и осмотреть его. Дальше дорога поднимается на склон балки противоположный Чуфут-Кале. Подниматься долго, но не тяжело, дорога хорошо размечена. Выходим на стянку Бешик-Тау. Тут может ждать неприятный сюрприз – отсутствие воды (по крайней мере те два раза, что я тут был – воды не было). Возможны следующие варианты действий:
– сходить за водой обратно к монастырю либо заранее запастсь там водой и унести сколько можно;
– идти дальше по дороге (88-й маршрут) – по балке между горами Кыз-Куле-Бурун и Караул-Тепе на карте отмечены несколько родников (мне их найти не удалось); дорога ведет в село Машино, там вода точно есть.
Последний вариант, впрочем, крайне неудобен для последующего движения к пещерному городу Тепе-Кермен. Если сразу ориентироваться на источник в монастыре, то до стоянки Бешек-Тау можно и не ходить (стоянка хорошая, но есть хорошие шансы, что лесник взыщет мзду или из Бахчисарая наведается развеселая компания).

Второй день: подьем на плато, затем спуск в балку и дальше до стоянки Сарабей (90-й маршрут). Воды на стояне Сарабей нет. Поднимаемся и осматриваем пещерный город Тепе-Кермен. С подъемом и спуском на это уходит минимум час. В принципе, все пещерные города похожи один на другой, но с Тепе-Кермен открывается очень красивый вид. Народу сильно меньше, чем в Чуфут-Кале, но все равно довольно много.

От Тепе-Кермена по дороге спускаемся на трассу и выходим между селами Машино и Кудрно. Идем по трассе примерно 3 километра (если попадется попутный автобус – можно им воспользоваться). Справа будут величественные скальные стены, слева вид похуже, но тоже ничего. Последний километр дорога будет проходить под пещерным монастырем Качи-Кальон. Напротив него будет мост через Качу, возле которого мы делаем привал на обед. Мы уже осматривали монастырь, поэтому если делать остановку, надо либо заложить в программу более ранний выход, либо сэкономить на привале.

Переходим Качу, поднимаемся по Алимовой балке (три километра). Маршрут размечен. Подъём вначале довольно утомителен. Слева от родника Канечжи есть стоянка (под столой), но имеет смысл сделать последний рывок и подняться на плато. Это влечет за собой трудности с доставкой воды, зато с плато открываются прекрасные виды.

Третий день: идем по маршруту перпендикулярно направлению балки, выходим недалеко от горы Курушлю на смотровую площадку. Спускаемся с плато через урочище Медведь (спуск по щебню из мела, довольно стремный). В селе Малое Садовое ловим автобус на село Соколиное (3 часа дня). В Соколином, чтоб сэкономить время и силы, берем машину до Большого Каньна. Стоит отметить, что местные извозчики обязательно сдадут вас ближайшему леснику, так что от дачи мзды отвертеться может не удастся. Поднимаемся вверх с водопаду Серебрянные струи вдоль реки к Юсуповскому озеру (озеро и водопад функционируют только в околовесеннее время). У озера есть родник, возле которого становимся на ночевку. Имеет смысл подняться по дороге метров двести до смотровой площадки полюбоваться закатом.

Четвертый день: поднимаемся вверх на гору по дороге, проложенной в свое время по приказу Юсупова. По дороге будет две смотровые площадки – одна в примерно двухста метрах от озера, до второй надо пройти примерно 300 метров по тропинке от места, где дорога делает крутой поворот влево почти на 180 градусов. От кордона Чайный домик надо идти на север-Северо-восток до Барской поляны. Это очень удобная стоянка с потрясающим видом Курушлюк, Бурун-Кая, гору Бойка и на долину вплоть до скал Качи-Кальона, воду можно достать в пещере Данильче-Коба, которая расположена в полукилометре к востоку ниже по склону.

Пятый день: Возвращаемся по дороге примено на 2 километра до идущей на запад дороги (маршрут маркирован, но не отмечен на карте). Проходим до тропы, идущей на юго-запад. Идем до кордона Ай-Димитрий. Здесь есть источник, но стать на стоянку нельзя, и вообще лесникам лучше не попадаться. Обходим озеро слева, идем до русла речки (в сентябре оно сухое). Вдоль русла спускаемся до каньона. Дорога вправо обходит каньон поверху. Идем влево вдоль стены, спускаемся в каньон (спуск довольно тяжелый, так как грунт сильно осыпается). Спускаемся по коньку и идем по каньону. Дорога довольно трудная, так как надо преодолевать гладкие спуски в эрозионные котлы. Последний спуск – примерно десятиметровый гладкий слив, внизу которого озеро. Примерно в тридцати метррах ниже озера – хороший источник. Становимся на ночлег напротив отвесной скалы.

Шестой день: идем вдоль реки, проходим каньон до конца, поднимаемся на левый бок, выходим в Колхозное (Узунджа). Оттуда ведет асфальтированная дорога – колоритный горный серпантин. Минуем Скельскую пещеру, проходим село Родниковское и становимся на ночлег в Босой Балке. Весной тут течет река и выше по балке есть несколько родников. Осенью мы берем воду в селе и не уходим далеко.

Седьмой день поднимаемся по Босой Балке до стоянки Чертова лестница. (Тут есть вода, но осенью в источнике была только грязь; примерно в километре к юго-западу есть колодец у егерского поста. Там вода была и в сентябре). Есть смысл подняться на кромку скал полюбоваться видом. Дальше дорога идет вдоль гребня до Байдарских Ворот (следите за тем, чтоб не уклониться вправо и не потерять высоту). Ночуем недалеко от Байдарских ворот, воду берем на перевале.

Восьмой день: минуем село Кизиловое, поднимаемся на Байдарскую яйлу. Двигаемся на северо-запад, любуемся видом на бухту Ласпи, спускаемся вниз, проходим турстоянку. пересекаем трассу и спускаемся к морю. Стоянка платная, вода и дрова у лесников в двух километрах вправо по берегу, чем ближе — тем гуще народ.