Перейти до вмісту

Дижон

Дижон — главный город герцогства Бургундского, потом провинции Бургундии, теперь — региона Бургундия. Про утраченную бургундскую государственность я уже писал в посте про Бон. Но Бон — небольшой городок одной достопримечательности, выброшенный рекой времени на берег, а Дижон — довольно крупный региональный центр (150 тысяч населением), сохранивший, тем не менее, причудливую смесь даже не провинциальности — скорее, даже глубинки, — со столичным великолепием.

Исторический центр Дижона невелик — за день его можно пересечь много раз, — но в нем и крупные достопримечательности разных столетий, и целые улочки фахверковых домов, особняки эпохи просвящения и эпохи модерна. В Дижоне найдется что посмотреть, даже если ты уже много где успел побывать например, в Черновцах, Смиле и Бердичеве.

1. Начну с Дижонского кафедрального собора святого Венигна Дижонского. Благо, собор находится в 10 минутах от вокзала. Любопытно, что он хоть и рядом с городским центром, но слегка на отшибе, среди узких улочек.

2. Спереди, честно говоря, выглядит менее внушительно. Хотя, все равно, тринадцатый век, ранняя готика; самые старые же участки насчитывают более тысячи лет.

3. Венигн жил еще при тёмном римском прошлом (люди жили тут с неолита, но документированное городское поселение основано римлянами), крестил тут народ потихоньку, когда прибывший с инспекцией император Аврелиан приказал прекратить безобразия. Венигна долго и мучительно предавали смерти, но каждую ночь ангел его излечивал для нового мучительного дня; гуманизм этих ангелов меня просто поражает временами. Долго ли коротко ли, то ли ангелу надоело, то ли Аврелиан что-то новое придумал, но Венигна все-таки домучали, а там и канонизировали.

4. Рядом с собором стоят гробы повапленные.

(Если вы не знаете, что означает “гробы повапленные” — читается с ударениями а первом и втором слогах соответственно — могу только позавидовать, вы потратили юность на на игру “Что? Где? Когда?”, а на клубы, девочек, “Ягуар”…)

5. Сразу за собором находится небольшая церковь святого Филиберта (двенадцатого-шестнадцатого веков), по легенде, построенная за ночь дьяволом. Практически в каждом втором европейском городе есть церковь, либо построенная дьяволом, либо наоборот, такая, строительству которой дьявол всячески препятствовал (спойлер: безуспешно). Похоже, у дьявола выдалось весьма напряженное средневековье. Думаю, он вздохнул спокойно, когда смог делегировать некоторые полномочия Стиву Джоббсу.

6. А вот другая церковь. Ее, видимо, тоже строил дьявол, потому что сейчас в ней театр. Церковь, построенная в 1448-1470 годах в стиле пламенеющей готики, была посвящена святому Иоанну, патрону герцогов, многих из которых звали Жанами.

Ну, когда в городе много готических церквей, можно и под театр пару штук отдать, не выкидывать же.

7. Шпили святого Филиберта и собора.

8.

9. Rue de la Libetre — главная улица, которая тянется через весь исторический центр.

10.

11. Как вы все знаете, Дижон знаменит своей дижонской горчицей.

(На этом кадре, кстати, можно заметить границу между улицей и магазином. Обратите на неё внимание.)

12.

13.

14. Протестантская церковь. Самый конец девятнадцатого столетия, неороманский стиль.

15. Модернъ!

На самом деле это ар-нуво, но в “ар-нуво” чертовски тяжело впихнуть твёрдый знак.

16. Немного дижонских деталек.

Такими совами отмечены городские достопримечательности. Видимо, в туристическом центре выдают путеводители, где по номерку можно прочитать что-то интересное про то или иное историческое здание; лично я предпочитаю википедию.

17. Церковь святого Петра.

18. Площадь генерала Де Голля. Площадь к рождеству решили приукрасить и поверх бездействующего (не сезон, подумал Штирлиц) фонтана соорудили вот такую новогоднюю инсталляцию.

Если вас что-то смутило, и вы не понимаете, что именно, то напомню, что медведи живут в Арктике, а пингвины — в Антарктике, и вместе им не сойтись. Хотя, возможно, вас больше смутил белый медведь пурпурного цвета. Тут уж кого как (иногда медведь смущает тебя, а иногда ты смущаешь медведя). Есть такая версия, что зверушки раскрашены в цвета национального триколора, но, возможно, просто такие краски нашлись на складе.

19. Церковь святого Михаила.

Тут хорошо видно, что в этой церкви явно готические части соседствуют с ренессансными формами. Церковь начали строить в 1497 году — впрочем, на этом месте уже давно стояла более старая церковь, а до этого — римское укрепление, — и завершили основное строительство, а именно апсиду, неф, трансепт и хоры, уже к 1513. По средневековым меркам — почти что мгновенно. Датой окончания строительства принято считать 1527, хотя башни и купола строились еще 130 лет. За это время готика стала неактуальна, и в башнях можно увидеть многочисленные дорические, ионические и коринфские колонны, полукруглые и треугольные декоративные фронтоны. Да и сами купола — деталь для готики куда как не характерная.

20.

21.

22. Входы.

23.

24.

25. Внутри достаточно скромно.

26.

27.

28.

29. Дорогой джип на переднем плане так и просится подписать “солидный Господь для солидных господ”.

30. Театральная площадь. На переднем плане — церковь святого Этьена, в которой сейчас находится библиотека. Церковь построена в пятнадцатом веке, но характерный фасад в стиле Эль-Джезу получила в восемнадцатом веке.

Театр, который и дал название площади, фотографировать не стал — несмотря на то, что он был построен в 1828 и занесен в списки национальго архитектурного достояния, это скучная неоклассическая универсальная форма, которую может иметь и театр в Бургундии, и театр в Чернигове. Иногда мне кажется, что Европа была бы гораздо интереснее без Андреа Палладио.

31. Витрина лавки на площади. Сфокусирована на воинских артефактах. Снизу справа — знаменитая каска Адриана.

32. Недалеко (впрочем, в Дижоне буквально всё недалеко) находится колоритная улочка Rue de Palais.

33. Здание Дижонского парламента (1515-1522). Конечно, никакого парламента в абсолютистской Франции не было, парламентом традиционно назывался верховный светский суд, обладающий юрисдикцией на определенной территории, причем больше половины Франции приходилось на Парижский парламент.

34. Резной дуб!

35. Улица Rue de l’Ecole de droit. Здание с башней — Дижонская публичная библиотека.

36. Hotel de Vogue.

37. Какой-то рядовой особняк.

38. Rue Verrerie с многочисленными кафе и магазинчиками. Большинство домов сохранились с пятнадцатого века.

39.

40. Главная площадь Дижона — Площадь Освобождения.

41. На ней находится Герцогский дворец, в котором сейчас соседствуют мэрия и художественный музеи и общественный туалет с надписями на русском языке.

42. Всю площадь заняли под открытый каток. Вот его слегка видно через ветки рождественских елок.

43. Немножко дворца с противоположной стороны. На переднем плане — парковка прокатных велосипедов.

44. Дворец.

45.

46. Rue de la Chouette. Маленькая улочка за главной дижонской церковью — Нотр-Дам — со средневековыми домиками. Темное здание слева — Maison Millière, было построено в 1488 году богатым торговцем тканями Гийомом Мильером. Сейчас тут ресторан бургундской кухни, очень дорогой.

47. Фигурка совы на стене церкви. Считается, что прикосновения к фигурке приносит удачу — и я видел, как местные, проходя мимо, на ходу протягивают руку, чтоб провести пальцами по камню. Кажется, что от этих бесчисленных касаний камень оплыл и напоминает леденец. На самом деле в январе 2001 какой-то психоват начисто снес фигурку молотков. Сову восстановили заново по снятым в 1988 году слепкам.

Я, кстати, запамятовал слово “шуэт” и спросил у местного экскурсовода, как найти “ля петит ибу”. Что характерно, мне показали.

48. Нотр-Дам.

49. Нотр-Дам де Дижон в вечернем свете. Тут я сделаю перерыв и ночной Дижон покажу в следующем посте. Оставайтесь 🙂

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *