Монте Берико – это высокий холм к югу от Виченцы. Во-первых, на Монте Берико стоят знаменитые вичентинские виллы. Во-вторых, церковь Santuario di Monte Berico. В-третьих, с этого холма открывается лучший вид на Виченцу. Все эти купола, кампаниллы, черепичные крыши, — вся эта милота, присущая небольшим городам южных католических стран Европы. Всё это на фоне синих отрогов Альп.
Как водится, начнём с виллы Ротонда.
1.
Ротонда была заложена Палладио примерно в 1566 году как пригородная вилла, по совместительству выполняющая и представительские функции, для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико. Правду говоря, Альмерико представляется мне странным и неприятным человеком, если он действительно хотел жить в неком подобии античного храма. Затем Альмерико продал виллу неким братьям Капра, и вилла получила свое второе название — Villa Capra.
2. Самый пафосный вид.
Ротонда – это ярчайший, просто эталонный образец палладианской архитектуры, в котором собраны все черты стиля, собранные из античных образцов и засунутые в одно строение под завязку, чтоб аж трещало: портики, фронтоны главные, фронтоны над окнами, парадные лестницы, статуи на крыше, купол, арки. Разве что не хватает рустованного первого этажа. Но Ротонда выглядит так, как будто он есть. Несомненно, Ротонда считается одним из самых значительных (в плане своего влияния на мировые тренды) зданий в истории европейской архитектуры.
Здание выполнено в форме креста, полностью вписанного в круг. По легенде, Палладио не мог решить, в какую сторону открывается самый красивый вид. Так что он построил здание с одинаковыми фасадами, смотрящими во все стороны света. Мне кажется, что просто так он мог добавить в проект побольше колонн и портиков. Каждый портик ведет в центральный зал, а сверху в куполе находится отверстие. Стены украшены фресками.
Сейчас Ротонда принадлежит какому-то итальянскому принцу-герцогу. К сожалению, внутрь пускают только по средам. К еще большему сожалению, пришли мы незадолго до полудня. А вот в 12 часов, по приказанию принца-герцога, Ротонду закрывают. Так что нас выставили с территории буквально через полчаса и в саму виллу мы так и не попали. Вайль пишет — и нет никаких оснований ему не верить — что внутри “буйная лепнина и роспись охристо-золотистого цвета. Кстати, “Ротонду” два века назад “прорабатывал” Гете: “Внутри это строение я бы назвал уютным, хотя оно не приспособлено для жилья”. Так что пусть принц-герцог подавится, я считаю.
3.
4. Вообще-то, архитектуре Возрождения и Палладио частности было по большому счету плевать, как здание вписывается в окружающий пейзаж. Не то чтоб здания Возрождения противопоставляли себя окружающему ландшафту, — скорее, они существуют помимо него. А вот Ротонда, напротив, вписана в окружающие холмы.
5. Вид на санктуарий Монте-Берико.
6. Как известно, Пифагоровы штаны на все стороны равны и Ротонда вместе с ними. Даже Вайль, говоря о планировке Ротонды, не удержался от упоминания преславутой квадратуры круга.
7. Как бы то ни было, на вид Ротонды больше влияет освещение, чем ракурс.
8. Лучший способ смотреть на архитектуру.
7. Вилла Вальмарана.
Вилла Вальмарана, также известная как «Дом гномов», тоже работы Палладио, находится недалеко от Ротонды. В старину сад виллы украшало множество каменных скульптур карликов, в настоящее время расставленных на стенах. Главное здание и гостевой дом были расписаны Джамбаттиста Тьеполо и его сыном Джандоменико в 1757 году. В главном здании на стенах изображены сюжеты на мифологические и классические христианские темы. Гостевой дом расписан в более современном стиле, который напоминает искусство эпохи Просвещения, со сценами из повседневной жизни. В этой части виллы всё чаще проявляется авторство сына Тьеполо.
Кстати, всё вышеперечисленное я прочитал в википедии. Потому что Вальмарана принадлежит тому самому принцу-герцогу, что и Ротонда. Так что он приехал и закрыл её на обед прямо у нас под носом. Так-то!
8. Привет Коробейникову.
9. На вилле Вальмарана есть а) маленькое кафе с конскими ценами (выбирать особо не приходится, как говорится в анекдоте — “ну ты походи, потолкайся”) б) террасса, с которой открывается прекрасный вид на санктуарий.
10.
11.
12. Шутка ли — кофе по три евро, поэтому из экономии фотографируемся с одной и той же чашкой!
13. На самый верх холма еще предстоит подняться, а вид на Виченцу уже красивый: красные крыши, синие горы, изумрудный купол Базилики…. Но будет еще красивее, конечно же.
14. Виден купол кафедрального собора.
15.
16. Глицинии цветут.
17. На верх холма, к Санктуарию Монте-Берико ведёт улица 10 Июня, правая сторона которой представляет собой длиннейшую крытую галерею. Наверное, в дождь удобно ходить. Но в солнечную погоду тоже достаточно удобно.
18. А вот и сам Santuario di Monte Berico.
На самом деле санктуарий это не один храм, а два. Первый, итальянской готики, заложен в память избавления от чумы 1426-28 годов на месте явления Мадонны. На снимке он справа, красненький. Рядом — типичное венецианское барокко. 1688-1703 годы, строил Карло Борелла — Палладио уже давно умер, но дело его живёт. Первый словно жмётся, второй — разбухает. Кампанилла — вообще отдельный сюжет; она поздняя, 1826 года постройки, архитектора Антонио Пьовене.
18.
19.
20.
21. Внутри.
22.
23.
24. Дворик.
25.
26. Вид на Виченцу.
27. Базилика Палладиана и башня Бисагра, виден купол церкви Санто Стефано.
28. Замковая башня
29. Заканчим этим открыточным видом с цветущим каштаном.
Сповіщення: Вечерняя Виченца — Photo: Keep It Simple, Stupid