Базилика Сан-Дзено в Вероне — это такая Веронская достопримечательность, до которой немного кто доходит. А из тех, кто доходит, немногие лишь не все. Название Сан-Дзено, то есть “святого Дзено” (хотелось написать “святого дзена”), с оглядкой на русскоязычную тадиции следовало бы перевести как “святого Зенон”, но “Дзено” звучит куда как колоритнее.
Базилика Сан-Дзено в Вероне стоит на отшибе в юго-западной части города, дальше Кастельвеккьо, а до Кастельвекьо тоже не все доходят. Собственно говоря, даже до пьяцца Синьория и Торре Ламберти уже мало кто доходят. Все идут к домику Джульетты, а домик Джульетты — это как раз то, что в Вероне как раз спокойно можно и не смотреть вообще. (Ну то есть мы, конечно, посмотрели, но толку.)
Итак, базилика Сан-Дзено.
1.
Сам святой Дзено умер в 380, и это единственное, что я вообще знаю об этом святом — да и только потому, что прочитал про это в википедии. Первую церковь над его могилой воздвигли еще при Теодорихе Великом, а нынешнюю построили по приказу короля Пипина в 9-м веке. Потом ее, правда, почти полностью разваляли в начале 10-го века венгерские налетчики. Тело святого в это время, однако, пребывало в местном соборе, так что в 921 году его вернули в крипту и начали строить новое романское здание (под патронатом Императора Священной Римской империи Оттона I). Потом, правда, 3 января 1117 базилика, как, впрочем, и весь остальной город, сильно пострадал от землетрясения, так что здание опять отстроили к 1138. Базилику — уже с готическими элементами — перестроили к 1398.
Постройка отдельностоящей колокольни высотой 62 метра началось в 1045 и было закончено в 1178. Она построена ив типично романском стиле с чередующимися полосами кирпича и туфа и декорирована римскими статуями. Шесть колоколов звонницы были отлиты в 1067, 1149, 1423, 1498 и 1755; в настоящий момент на своем месте четыре из них.
2. Фасад пересекает неглубокая аркада из парных арок, разделенных тонкими парными полуколоннами, такими же, как в окне-розе. Аркада сделана из розового мрамора, который первоначально должен был контрастировать с серым камнем фасада, но сейчас это едва заметно. На фоне туфа фасада выделяется треугольный фронтон из белого мрамора.
3. Роза. Работа некоего Бриолотто и один из первых образцов этого элемента в романской архитектуре. Ну, собственно, и выглядит достаточно простенько по сравнению с теми, что у более поздних соборов.
4. Базилику украшают одни из самых странных львов, которых я только видел.
5.
6. Вход окружают барельефы двенадцатого века. Слева — эпизоды из Ветхого завета; вот, например, создание Евы из ребра Адама.
7. Справа — эпизоды из жизни Теодориха; вот — дикая охота короля Теодориха.
8. Внутри очень красиво.
9. Ира в крипте базилики.
10.
11.
12. Центральная часть церкви, предназначенная для простого народа (Chiesa plebana) имеет форму латинского креста с нефом, двумя приделами и трансептом. Над криптой находится часть, предназначенная для эстеблишмента; сюда можно попасть по лестнице из каждого придела. В алтарной части находятся саркофаги каких-то средневековых веронских епископов с непроизносимыми именами.
13.
14.
15. Сам святой Зенон.
16. Алтарь.
17.
18. Мозаика.
19.
20. Клуатр. Он достался базилике от уже существовашего ранее монастыря; монастырь, впрочем, был полностью разрушен во время Наполеоновских войн — от него осталась кирпичная башня, которую можно увидеть на первом фото слева от базилики, и, собственно, клуатр. Полностью уничтожены были еще несколько башен и дворец аббата — официальная резиденция императоров Священной Римской Империи в Вероне.
21.
Сповіщення: Верона — Photo: Keep It Simple, Stupid