Расскажу про достаточно редкий в наших краях объектив — Laowa 9mm f/2.8 Zero-D. Laowa — бренд китайского производителя оптики Venus Optics; 9mm и f/2.8 — понятно, фокусное расстояние и светосила; Zero-D — принадлежность к линейке широкоугольных объективов с полностью исправленной дисторсией (оптическое искажение прямых линий, параллельных краям кадра, в виде “бочки” или “подушки”). Кроме того, в названии на самой линзе написано еще и “C-Dreamer”, где буква “с” обозначает “compact”, а “Dreamer” — не знаю точно, но что-то хорошее 🙂
Объектив выпускается под байонеты Fuji X, Sony E, Canon EF-M, DJI DL и MFT, так что обзор может пригодиться не только владельцам Фуджи.
Действительно, первое, что бросается в глаза, это крошечные размеры Laowa 9mm: длина 53 мм, размер фильтра 49 мм, вес 215 граммов. Это меньше самого маленького из имевшихся у меня объективов, Fujifilm XF 35/1.4. Фактически, это самый маленький из всех виденных мой объективов, кроме “Индустар-50-2” (но то, конечно, совсем другой коленкор). Кстати, обращу внимание на сам факт резьбы под фильтр — для сверхширокоугольных объективов это скорее редкость. Внутри маленького корпуса размещена достаточно сложная оптическая схема — 15 элементов в 10 группах, в том числе 2 асферических элемента и 3 низкодисперсионных элемента.
Laowa 9mm обеспечивает угол обзора 113°, что соответствует фокусному 13.5 мм для кадра 36х24. До недавнего времени это была самая широкоугольная опция для Х-системы, в которой широкоугольные объективы были представлены следующими вариантами: Fujifilm 10-24 и 14 мм, Zeiss 12 мм и Samyang 12mm f/2,0 Ed. Сейчас самым широкоугольным объетивом под Fuji является монструозный Fujifilm XF 8-16mm F2.8 R LM WR, но я его всерьез не рассматриваю, — и из-за цены в 2 тысячи долларов, и, в первую очередь, из-за веса в 800 с лишком грамм (в четыре раза больше Лаовы). Это очень крутой объектив, и, конечно, совсем другого класса, не может рассматриваться как прямой конкурент Laowa 9mm f/2.8 Zero-D.
Распаковка
1. Коробочка подозрительно маленькая.
2. Инструкция, гарантия, скучные штуки.
3. Объектив запечатан в пленку.
4.
Сложности с геометрией
5. От нетерпения протестировал прямо в офисе. Первая же проблема — все прямые в кадре мгновенно разваливаются. Ориентировался на то, что б полка и стол справа были горизонтальны, а проем окна — вертикален. При этом мгновенно повалилось все остальное.
6. К счастью, все мгновенно исправляется в лайтруме на автомате, иначе выстроить кадр практически невозможно.
Качество изготовления
В отношении китайских товаров существует стереотип, что они дешевые и некачественные. Относительно Laowa 9mm f/2.8 Zero-D можно не кривя душой сказать, что к ней это не применимо: она сделано очень качественно и она совсем не дешевая ($500). Весь корпус сделан из металла (включая съемную бленду). Покрытие нанесено без изъянов, маркировка четкая. Диафрагма с щелчками на целых делениях, для видео неудобно, но не думаю, чтоб реально возникла необходимость конкретно на этом объективе менять диафрагму при видеосъемке. Колесики крутятся мягко, в общем, в этом плане пожаловаться не на что.
Опыт использования
Laowa 9mm f/2.8 Zero-D — полностью мануальный объектив. К счастью, для 99% ситуаций, когда в дело идет широкоугольный объектив, его даже не нужно наводить на резкость — достаточно установить фокусировку на гиперфокальное расстояние (1м, я поворачиваю фокусировочное кольцо чуть дальше в сторону бесконечности) и при прикрытой диафрагме в зону резкоизображаемого пространства попадает все, от забора и до обеда носков туфель до горизонта. (Кстати, да, — при использовании сверхширокоугольника туфли так и новорят попасть в кадр.) Это достаточно просто: ГРИП зависит от увеличения — чем больше увеличение, тем уже ГРИП; увеличение же тем больше, чем длиннее фокусное расстояние у объектива и чем ближе ты находишься к объекту съемки. У Лаова максимальное увеличение 0.13 при съемке с 12 см. Очевидно, что здания и прочие горы значительно дальше.
Таким образом, повторюсь, в подавляющем большинстве ситуаций достаточно установить фокусировку на гиперфокальное, прижать диафрагму до 5.6-8 и снимать, не заботясь о резкости.
К сожалению, тут выявился неожиданный недостаток — из-за того, что объектив очень маленький, его крайне сложно поставить или снять с камеры без того, чтоб не прокрутить какое-то колесико — просто потому, что очень мало места на корпусе для пальцев. Так что диафрагма и фокусировка могут преподнести нехороший сюрприз, в чем я убедился на собственном опыте, разбирая фото из первой поездки с Лаова. В дальнейшем я выработал привычку после каждой установки объектива проверять положение фокусировочного кольца и кольца диафрагмы. И заодно и бленды — к сожалению, инженеры не предусмотрели для нее защелки и ее тоже легко слегка сдвинуть, но неправильное положение бленды хотя бы легко можно заметить в видоискатель. А вот положение колец, повторю, надо постоянно контролировать.
Кроме всего, напомню очевидную вещь — объектив полностью манульный, в нем нет чипа связи с камерой, так что у снимков не остается никакой информации о параметрах объектива. Поэтому нет никаких шансов определить точно, на какая диафрагма на примерах ниже.
Качество изображения
Самая любимая часть любого настоящего обзора фототехники — примеры детализации на 100% кропах. Диафрагма частично прикрытая, камера везде одна и та же — X-T2.
7. Клуатр собора, Льеда, Испания.
100% кроп из разных частей снимка. Тут видны незначительные хроматические абберации на периферии.
8. Биар, Испания
100% кроп из разных частей снимка.
9. Дворец Вильена, Мдина, Мальта.
100% кроп из разных частей снимка.
10. Купол одной из часовен собора, Мурсия, Испания.
100% кроп из разных частей снимка.
11. Вид с купола собора святого Петра, Ватикан.
100% кроп из разных частей снимка.
Тут хорошо было бы сделать face-to-face сравнение с родным широкоугольником Fujifilm XF 10-24mm F4 R OIS, но эти два объектива были у меня не одновременно. Сходу не нашел снимков с минимального фокусного 10 мм, но вот на достаточно широкий угол:
12. Берлин, Жандарменмаркт.
100% кроп из разных частей снимка. Фокусное 11.5 мм, диафрагма 7.1.
13. Греция, остров Закинф, бухта Навайо.
100% кроп из разных частей снимка. Фокусное 12.5 мм, диафрагма 7.1.
Виньетирование
Охохо, вот где ахиллесова пята Laowa 9mm f/2.8 Zero-D! У него не просто виньетка, а ВИНЬЕТИЩЕ! По хорошему для такого широкоугольного объектива надо было снимать что-то больше, но равномерно освещенную стену найти не удалось, снимал белый картон 35х51 см, при этом дистанция съемки небольшая, так что какую-то роль наверняка играет рефлекс/заменения от меня самого; если будет возможность, переделаю с большей поверхностью. В любом случае, мой обзор не претендует на техническую строгость.
14. Виньетирование при разных значениях диафрагмы.
Итак, можно увидеть, что затемнение периферии снимка не исчезает даже при полностью закрытой диафрагме! К счастью, на реальных, а не тестовых снимках виньетку не видно на диафрагме 8 (поэтому и до стольки и прикрываю, а не для больше ГРИП).
Примеры фото
Снимки с Laowa 9mm f/2.8 Zero-D. Камера везде одна и та же — X-T2.
15. Собор Льеды, Каталония, Испания.
16. Блики от солнца в кадре. Там же.
17. Пример съемки интерьера. Мурсия, Казино де Мурсия.
18. Explanada de Espana, Аликанте, Испания.
19. Контровый свет. Ciutat de les Arts i les Ciencies, Валенсия, Испания.
20. Llotja de la Seda, Валенсия, Испания.
21. Баньян, Валенсия, Испания.
22. Дворец Альхаферия, Сарагоса, Испания.
23. Кубышка. Подобие макросъемки. Кадр немного кропнут, примерно до 3/4 по длине стороны.
24. Труханов остров, Киев, Украина.
25. Ботанический сад, Рим, Италия.
26. Пантеон, Рим, Италия.
27. Термы Каракаллы, Рим, Италия.
28. Тринита дель Монти, Рим, Италия.
29. Испанская лестница, Рим, Италия. Тут диафрагма сильно зажата для появления “звездочек” от источников света.
30. Капитолийский музей, Рим, Италия.
31. Дворец Каталонской музыки, Барселона, Испания.
32. Храм Святого Сердца на горе Тибидабо, Барселона, Испания.
Тут можно обратить внимание на следующий факт — Лаова провоцирует на то, чтоб снимать очень эффектные, но достаточно однообразные снимки из повторяющихся ракурсов. “Когда у тебя в руках молоток, все остальное воспринимается как гвоздь”. Это, надо сказать, самая важная, на мой взгялд, проблема при использовании этого объектива (а не виньетка и наводка на резкость). Но тут уже дело в голове, а не в оптике с механикой.
Выводы
Плюсы
1. Очень хорошее качество сборки.
2. Прекрасное качество картинки, если говорить о детализации, отсутствующей дисторсии и очень умеренных хроматических абберациях.
3. Крошечные размеры и вес.
Минусы
1. Нужно внимательно следить, чтоб случайно не изменить настройки, прокрутив кольцо фокусировки или диафрагмы.
2. Чудовищная виньетка.
3. В exif не остается никакой информации об объективе.
Итоги
Laowa 9mm f/2.8 Zero-D — очень крутой объектив и прекрасная альтернатива фирменным широкоугольникам для тех, кто готов пойти на некоторый компромисс в пользу меньшей стоимости или, что более существенно для меня, в пользу существенно меньшего размера.
Сповіщення: Собор Гранады — пик испанской готики | PHOTOKISS
Сповіщення: Бобрівня | PHOTOKISS
Сповіщення: Палац каталонської музики | PHOTOKISS