Кельнский собор – главная достопримечательность Кельна, которая видна почти отовсюду и не просто довлеет над городом, но, я бы сказал, значительно закрывает его собой от простого туриста, вот как я.
Ну что сказать про собор в общих чертах – очень большой. Высота главных башен – 157 метров, смотровые площадки – на высоте более ста метров. Собор был начат в 1248 году по приказанию тогдашнего архиепископа Конрада Хохштаденский, который решил, что статус Кельна не позволяет ему обходиться без самого большого в мире собора. Что самое характерное, уже через 40 лет его преемника Зигфрида фон Вестербурга благодарные сограждане по итогам битвы при Воррингене выставили на мороз в город Бонн. Собор строили-строили еще двести лет, так и не достроили и бросили; так он простоял четыреста лет; вид собора с подъемным краном на южной башне стал настолько каноническим, что был запечатлен на тогдашних магнитиках на тогдашние холодильники. Второй подход был предпринят в 1842 и в 1880 собор наконец закончили. Ну, то есть говоря, закончили весьма условно – в 1880 только довели до проектной высоты главные башни, а все благолепие продолжали допиливать еще долго после. Собственно, и сейчас часть собора (например – северная башня) находится в лесах: как закончат реставрировать какую-то одну часть собора, можно приниматься приводить в порядок следующую. Возможно, некоторую роли в этом играет то, что, по легенде, как достроят собор, так и наступит второе пришествие (хотя, по другой версии, второе пришествие наступит не всему вообще, а локально Кельну).
Когда в 1880 году башни достигли высоты 157 метров и принесли собору почетное звание самого высокого здания в мире (собор в Страсбурге, который я посетил в эту же поездку, тоже был вс вое время самым высоким зданием, вот так-то), которое, правда, он удерживал всего 4 года – до сооружения Монумента Вашингтона в Вашингтоне (который с колпаком ку-клукс-клановца, кто помнит). Хотя, поскольку ни монумент, ни вскоре опередившая его Эйфелева башня это все-таки не здания в привычном понимании этого слова, то уступил собор только в 1931 Крайслер-билдинг. Но и то сказать, у собора два полноценных шпиля, а у небоскреба только один – стопудовый апель.
Во время второй мировой Кельнский собор почти не пострадал (так, пустяки, три бомбы) – и слава богу, в общем-то.
1.
2. Главный вход в собор
3. Моисея легко узнать по скрижалям и по рогам.
4. Группа святых
5. Детали дверей. Особенно львы хороши
6. Главный лев отдельно.
7. Еще детали оформления дверей: пеликан и ёж феникс, лев, грифон и пеликан.
8.
9.
10. Насколько я понимаю, чем статуя темнее, тем она аутентичнее.
11.
12. Двери:
13. Группа святых с северного портала:
14. С этой стороны скульптуры в примитивистском ключе выполнены. Георгий Победоносец:
15. Ключи от храма господня, видимо:
16. Двери (у собора вообще много дверей – видимо, на случай срочной эвакуации при пожаре или там втором пришествии):
17.
18.
19. Южный боковой фасад, который выходит к площади Ронкалли и Римско-германскому музею:
20. Святые с южного централа портала.
21.
22. Папские символы на дверях:
23. Слева: перед собором установлен крестоцвет – точная копия тех двух, которые венчают башни. Так сказать, для оценки масштаба.
Справа сверху: запчасти от собора. В том числе две горгульи.
Справа внизу: Папа Римский то ли вручает, то ли что-то принимает от мужика в епитрахили нечто с кельнской же символикой. Вероятно, соответствующий по времени кельнский архиепископ; внизу небрежно брошены пара митр.
24. Внутри собора:
Была месса, и дальше, чем за барьерчик у входа, неверующих с фотоаппаратами не пускали.
25. Немаленький.
(Честно говоря, все большие католические храмы похожи один на другой. Ну, кроме Саграда Фамилия.)
26. Витражи:
27.
Ладно, теперь наверх. Там, правда, ждет крайне неприятный сюрприз – вся панорама сверху забрана не только решеткой от самоубийц, так еще и сеткой-рабицей от чуваков с фотоаппаратами.
28. Вид на вокзал и мост Гогенцоллернов.
В свое время было немало споров относительно того, может ли вокзал располагаться в самом центре; в итоге, он все-таки остался именно там. Что до моста Гогенцоллернов, то он был построен в 1911 году на месте предыдущего моста, который перестал справляться с нагрузкой, был самым загруженным мостом в Европе, в конце Второй Мировой полностью разрушен, затем восстановлен, а еще более затем дополнен третьей парой путей (фермы слева чуть отличаются) и сейчас пропускает до 1200 составов в сутки.
29. Развязка сразу за главным вокзалом; можно оценить интенсивность движения.
30. Рядом находится Базилика Св. Урсулы.
31. Церковь Великого Св. Мартина и мост Дойц.
32. Городской музей. Примечателен позолоченным крылатым фольксвагеном и Капитолийской волчицей — снизу, к сожалению, не снял, потому что проходил мимо во время ливня, не до того было.
33. Телебашня
34.
35. Церковь Св. Андрея. Застроена со всех сторон так, что снизу особо и не снимешь.
Церковь, кстати, абсолютно теряется из-за своей близости к многократно превышающему ее размерами собору.
36. Базилика Святых Апостолов.
37. Последний взгляд на Кельнский собор и валим дальше.
Сповіщення: Страсбургский собор — Photo: Keep It Simple, Stupid