В замок Альмодовар-дель-Рио мы попали в достаточной степени случайно — маршрут уже был определен и гостиницы забронированы, я для порядка решил проверить все достопримечательности в дневной доступности от Кордовы, и случайно наткнулся на городок, лежащий прямо на трассе между Кордовой и Севильей в получасе езды. На фотографиях был впечатляющий замок, и, забегая вперед, они не разочаровали.
1.
2. Чуть крупнее.
3. Замок стоит на скалистом холме, вокруг поля и оливковые рощи.
4.
Итак, замок в Альмодовар-дель-Рио — военная крепость, построенная арабами в 720-740 годах на основе каких-то совсем уж древних военных развалин то ли римского, то ли кельтоиберского, то ли вестготского происхождения. Стоит на высоком холме из магматических пород на высоте 252 метров над уровнем моря. Хотя, когда лезешь по этому магматическому холму под жарким декабрським солнцем, кажется, что по крайней мере вдвое выше!
Крепость играла важное значение в обороне Кордовы, так как лежала (да и сейчас лежит) прямо на пути из Севильи и контролирует течение Гвадалквивира. Как я уже сказал, после кельтоиберов и всяких римлян тут хозяйничали арабы, которые дали городку название — Аль-Мудаввар, что в переводе означает “круглый”. Потом замок в ходе Реконкисты не раз переходил из рук в руки, пока его окончательно не отвоевал Фернандо (или Фердинанд, кому как нравится) III в 1240 г. При этом прямо перед воротами замка зарубили наследника трона тайфа Баэсы, одного из арабских эмиратов Андалусии (зарубили непосредственно подданные, которым не понравилась коллаборационисткая политика принца, намеревавшегося сдать замок испанцам). Потом Педро I Жестокий (который значительно перестроил замок) и брат его Генрих II Кастильский хранили тут для пущей сохранности особо ценную казну и особо опасных пленников. В 1629 году городок и замок (к тому времени уже изрядно обветшавший) были проданы королем Филиппом IV кавалеру ордена Сантьяго дону Франсиско де Коррал и Гусман, потомки которого владеют им до сих пор. Так замок стоял в запустении, пока в 1900 году его владелец двенадцатый граф Торральва, Рафаэль Демайсьерес, начинает восстановление замка, продолжавшееся 36 лет; утверждают, что стройка стало своего рода градообразующим предприятием для сонного Альмодовара. Замок восстановили до вида середины XIV века, времен правления Педро I.
Так замок, городок и река выглядят с низкой орбиты.
5. Хотели обойти замок по кругу, но с той сторны, где проходит железная дорога, никакой очевидно дорожки не было, а лазить по скалам мы не почувствовали готовности.
На самом деле мы не собирались долго разгуливать, но выяснилось, что замок в Альмодовар-дель-Рио с 2 до 4 отправляется на сиесту, а мыдобрались к подножию стен примерно к часу. К счастью, в баре у остановки был отличный холодный радлер за очень вменяемые деньги.
6.
7. Torre de Homenaje, самая высокая башня крепости.
8. Входные ворота.
9. Узкий проход, ведущий во внешний двор замка — традиционно, такой двор называется “Площадь оружия”.
10. Зубцы и башня Torre de Homenaje вблизи.
11.
12.
13. На гербе повторяются Кастильский замок и Леонский лев. (Если вдуматься, это крайне тавтологично.)
14. Самая новая часть замка — неоготический дворец. Был построен уже при реконструкции в модном тогда стиле. Мне как-то не очень, вырывается из контекста.
15. Со стен замка открывается вид на сам городок Альмодовар-дель-Рио. Честно говоря, ничего примечательного в городе не было.
16. В другую сторону открывается река Гвадалквивир и линия железной дороги между Кордовой и Севильей.
17. Torre Pequena — то есь “Маленькая башня” — охраняет въезд в замок. Красно-желтый флаг — флаг Королевства Испания, бело-зеленый — Андалусии.
18. Гвадалквивир.
19.
20. Внутренний двор замка. Посредине — замковая капелла. На башенке слева — собрание оружия.
Еще издали от него веяло развесистой андалусской клюквой.
— Не удивлюсь, если увижу здесь Тизону. — сказал я.
Но действительность часто превосходит ожидания. Тут были не только Тизона и Коллада, тут из камня торчал Эскалибур.
21.
22. Вид с башни Torre de la Escuela на башни de la Escucha (поменьше справа), de las Campanas (большая в центре) и de la Ceniza (маленькая слева).
Кстати, если вы не видите в кадре людей, то это натурально потому, что в замке в декабре совершенно никого не было. Только сотрудники, мы и одна пожилая пара.
23. Угловой ДОТ на башне Torre de las Campanas. Ну или не ДОТ, не силен в средневековых фортификационных терминах.
24. Плющ. Просто плющ.
25. Башня Torre Redonda, то есть “Круглая башня”. Полная нелепость, как можно увидеть невооруженным взглядом.
26. Внутренний двор замка. Всё, разумеется, в стиле мудехар с зубчиками, стрельчатыми арками дверей и резными балками.
Справа башня Cuadrada, слева Torre Redonda. В первой находится экспозиция “палата синьора”, в которой один бородатый восковый дядька в доспехах прикладывается к руке другого бородатого воскового дядьки в латах. Во-второй — оружейная, она же кузня, с морионами, касками, бердышами, алебардами и прочим хламом.
Больше всего мне понравилось изображение подъемного крана, которым снаряженного рыцаря грузили на его боевого скакуна. Как-то не задумывался никогда над этим процессом, а в художественных книжках это как-то замалчивают, да и главный герой в них обычно такой лихой молодец, что запросто заскакивает в седло несмотря на двадцать кило чугуниевой брони.
27. Одна из галерей над въездной дорогой.
28. Солнышко опускается, замок Альмодовар-дель-Рио закрывается!
29. Тут видно, что башня Torre de Homenaje стоит особняком от остального замка, этаким сталагмитом метрах в пяти от юго-восточной стены. Посредине мостика со стены к башне — кокетливая дырочка, не иначе как сбрасывать на осаждающего неприятеля нечистоты.
30. Низкое солнце дает красивую светотень.
31. Долина Гвадалквивира.
Посредине — линия скоростных поездов AVE/AVANT, левее, ближе к реке, жмется старая линия, по кторой ходят электрички MD и товарняки. Линию для скоростных перевозок, которая соединяет пока только крупные города Испании, построили в двухтысячных с нуля, параллельно существующему полотну. Поэтому скоростные поезда в Испании действительно скоростные, а не как у нас.
32. Ой, девочка какая-то в кадр попала. Знаете её?
33. Снаружи.
34. Башенка.
35. Вечереет.
36. Включается подсветка.
37.
38. Пинии, пальмы, это вот все.
39.
40.
41.
Должен сказать, что хотя поезда проходят прямо под замком, в Альмодовар-дель-Рио нету железнодорожной станции. Приехали мы автобусом, который дядька-водитель, которому я сказал “Кастелло!”, остановил прямо возле замка. К сожалению, последний автобус в Кордову отходил примерно тогда же, когда были сняты эти фото; теоретически, на него можно было успеть, но на практике, спустившись с холма, я увидел его задние фары, мелькнувшие за поворотом. В принципе, я был к этому готов и собирался воспользоваться планом Б — поехать автобусом в соседний город Посадас, оборудованный таким благом цивилизации, как вокзал. Местный автобус в Посадас, вроде бы, ходил допоздна.
Наверное, стоило подождать автобус тут же у замка, но мы решили воспользоваться джипиэсом и пойти на остановку. Стоит ли говорить, что на месте, на котором, по клятве гугломапа, должна была находиться остановка, в реальности не наблюдалось чего-либо подобного.
Когда сухая и точная техника подводит, выручает теплое человеческое общение. Мы зашли в бар и попытались спросить, как пройти на остановку и, заодно, узнать расписание. Расписание — Орарио — одно из немногих испанских слов, которые я знаю.
К сожалению, этого явно было мало.
Наконец седой испанский сеньор, наблюдавший за этими унылыми попытками, допил свой вечерний эспрессо, поставил чашку на стойку и вызвался нас проводить. Мы прошли несколько кривых улочек, после чего синьор сказал своими пышными усами “дестра-дестра-директо сенто метро!” и ушел пить следующий эспрессо. Конечно же, в указанном направлении никакой остановки тоже не оказалось. Улицы были пусты и безвидны. Зашел в бар, спросил.
— О, я очень хорошо говорить английский! — сказал сеньор за стойкой. Он вышел в двери, показал рукой куда-то в сторону Гвадалквивира и добавил: — Вы поспешайт, чтоб успевать ультима бас десять минут.
Как несложно догадаться, никакой остановки мы не нашли.
В этот момент появился ангел в образе пузатого испанского дядьки (более удачно ангел не может замаскироваться) и его миниатюрной жены. На наше невнятное лопотание про ультима бус, дядька засмеялся:
— Кордоба? Только такси!
— А Посадас?
— Я отвезу вас в Посадас! (На самом деле он обвел нас пальцем, ткнул себя в грудь и покрутил перед животом руками невидимый руль, громко повторив “Посадас”).
— Сколько это будет стоить? (“Кванта коста” — кто из нас еще помнит эти поющие трусы?)
— На мне? Нисколько!
И дядька с женой отвезли нас в Посадас.
(Станция в Посадасе зияла пустотой, пока ровно за три минуты до поезда не явился кассир, обилетил всех и тут же ушел; ожидание скрасили обильно произростающие в окрестностях платформы кислые апельсины.)
42.
В общем, прекрасный замок, пожалуй самый впечатляющий, какой я видел. Совершенно точно могу сказать: будете в Кордове — не пожалейте полдня на то, чтоб съездить в Альмодовар-дель-Рио.
Сповіщення: Крепость Алькасаба — Photo: Keep It Simple, Stupid
Сповіщення: Верона, часть вторая — Photo: Keep It Simple, Stupid
Сповіщення: Что там кроме Барселоны - Photo — Keep It Simple Stupid
Сповіщення: Замок Радомысль и музей домашней иконы | PHOTOKISS