Театр Олимпико — главная достопримечательность Виченцы после Ротонды и Базилики. И тоже работа Палладио.
Она же — самая дорогая: посещение стоит 11 евро. Много, но, в принципе, оправданно. Правда, много за эти деньги не посмотришь — только главный (и единственный) зал со сценой. С улицы видно вот что:
1.
2. В принципе, тоже неплохо: статуи всякие стоят, мрамор средневековый, плющ и виноград, красота.
Тем не менее надо смотреть изнутри, потому что изнутри театр Олимпико выглядит не просто не так, как снаружи — он выглядит неожиданно.
3. Театр Олимпико, строительство которого началось в 1580 в качестве последнего проекта Палладио (как и многое другое из наследия Палладио, достраивал его уже после смерти архитектора его ученик Винченцо Скамоцци), чуть ли не первое здание для представлений, построенное со времен античности, и первый театр, у которого есть крыша. Собственно, он внутри выгляди скорее как античные театры, а не как театры в привычном нам понимании.
Театр был открыт 3 марта 1585 года пьесой Софокла «Царь Эдип».
Следует сказать, что вообще у театра ровно одна монументальная декорация — для софокловского “Царя Эдипа”.
Как пишет Вайль: “Декорация – архитектурная, то есть постоянная: для “Эдипа-царя”, что обязано было подходить ко всему. Застывшая мифологема, раскрытие карт – как название джойсовского романа. В известном смысле декорация любой трагедии – Фивы; все может и должно быть сведено к Софоклу, всегда это – кровь, рок, возмездие. Потрясающая мысль: все человеческие трагедии одинаковы. Главная улица Виченцы – корсо Палладио, уставленная дворцами, – по существу, та же улица Фив, которая уходит в никуда на сцене Театро Олимпико.”
4.
5. Вот она, центральная улица Фив. Она кажется гораздо длиннее, чем само здание в ширину. Секрет прост, но тонок: здания в глубине “построены” с неправильной перспективой, и гораздо меньше, чем должны быть; пол же сильно наклонен вверх.
6. Занавеса нет, и актеры просто приходят и уходят.
7. Зрительный зал — архаичный амфитеатр со сплошными скамьями.
8. Где в древности был мрамор — тут дерево, кирпичи, гипс и роспись по штукатурке.
9. Половина колонн настоящая, половина — одна видимость.
10.
11.
12.