Я часто слышал расхожую шутку про то, что нужно, мол, беречь родную природу и отдыхать в Турции. Ну и относился к ней как к шутке (причем не очень смешной). Пока вот не съездил сам.
Про Ликийскую тропу я уже отдельно написал; в этом посте про нее будет буквально пара слов в конце, остальное – про побережье и про Анталью.
Старый город Антальи – это один сплошной рынок, от которого рябит в глазах, разговаривающий на всех языках и продающий практически любые вещи и практически за любую валюту.
Мне вспомнился пресловутый Базар-на-Деве из произведений Роберта Асприна.
На этом базаре в лавке, где торговали в том числе и разными специями, моим спутникам впарили некий порошочек, который, будучи растворен в воде, превращался в напиток на редкость вштыривающей силы: у меня от одного вдыхания пара насморк прошел, попробовать я не решился. Называлось это то ли “султанский чай”, то ли “эмирский чай”.
Позже мы зашли в большой магазин с чаями и специями (в нем 100 г куркумы стоили 3 лиры, а не 8, как на той раскладке), мои друзья спросили у хозяина, не держит ли он эту адскую смесь.
– Отчего ж не держу, – ответил хозяин, принюхавшись. – Держу. Мы ее в туалете насыпаем, чтоб бактерии не размножались.
В Анталье ни одна покупка не может быть совершена без торга; покупатель в таком случае просто заплатит втридорога, что же касается продавца – у меня сложилось впечатление, что он будет оскорблен отсутствием спортивного интереса, чего даже материальный выигрыш не компенсирует. Тут торгуются все и за всё, даже в магазине, в котором висит объявление, что торга нет, все равно он есть.
В одном месте в Старом городе один мой попутчик присмотрел себе кожаную сумку за 300 лир (1 лира ~ 4.5 грн, 1.78 лиры – 1 USD). Хозяин магазина апеллировал к каталогу галантерейного товара, клялся, что это последняя сумка прошлой партии, потому что он теперь не заказывает такой качественный товар, потому что его не разбирают, что эту сумку он поэтому и так отдает за сумму меньше той, что она ему стоила, он рвал на себе одежду, посыпал голову пеплумом и пытался завоевать склонность покупателя угощением турецким чаем; сошлись они на 180, только сегодня, только сейчас, только для вас, специальная цена. Но мой товарищ все же ее не надумал брать; потом он увидел точно такую же в магазине ширпортреба (вне Старого города). За 60.
Мороженое, например, как заявлено, стоит 4 лиры – по лире за шарик да лиру рожок, но ты, молодой человек, бери за 3. Другой мой спутник отвернулся и спиной изобразил крайнюю степень презрения. Мороженное ему таким образом досталось за полторы.
Впрочем, надо отметить, что даже если ты торговался как черт и сбил цену в три раза, ты никак не можешь рассчитывать, что тебя не надули.
В магазинах надо уточнить у продавца, так как официальные покупки – через кассовый аппарат – могут обойтись дешевле при оплате наличностью, а не картой.
В ресторанах и кафе тоже можно торговаться. Даже если цены обозначены в меню, они сбиваются (в зависимости от личных навыков торгующихся); пиво, например, может стать дешевле, потому что ты поздоровался с зазывалой; или, к примеру, у нас тут в меню завтрашние цены указаны, сегодня все на тридцать процентов дешевле, оставайтесь; накормлю вас по студенческой цене – вот основные пути отступления официанта/зазывалы/хозяина кафе при торговле. Можно смело напирать на то, что нас несколько и даешь групповую скидку. Или требовать бесплатно салат.
Вообще, мне так и не удалось понять систему, что платно, а что бесплатно; бесплатными могут оказаться салаты, хлеб, чай и кофе, вода (вода во многих случаях обязательно, так как многие блюда – ядерно острые). А могут и не оказаться. Иногда, заплатив за обед, чай можно бесплатно пить хоть до посинения. Иногда – чай впишут в счет, если ты его заказал; а если не заказал – то так принесут и не впишут.
Тут еще надо отметить, что в Турции (да и во всем цивилизованном мире, не как у нас) основное блюдо включает соответствующий гарнир.
С пивом в Турции не сложилось. Разливного пива я не видел нигде; распространен ровно один сорт – светлое пиво “Эфес” в банках или бутылках необычной пузатенькой формы, в магазине (но не в кабаке) бывает тёмный “Эфес” же или сорт экстра – не понял, что он из себя представляет. Светлое пиво еще можно пить – оно терпимо, но не более; остальное – не стоит.
Дамы на улицах могут носить традиционное платье, а могут не носить. В среднем Анталья – город светский (не знаю, как оно там в глухой провинции), и вполне обычна такая ситуация – в парке перекидываются волейбольным мячом пять девушек (турецких): две в глухих платьях с платками, три в шортиках и топиках. В среднем дам в платках и строгих одеждах примерно столько же – на беглый взгляд – сколько в Кёльне и Страсбурге.
С приходом сумерек Анталья разительно преображается. Рынок в Старом городе сворачивается, проезд по улочкам перекрывается и на них выносят столики – весь центр занимают теперь кафе и ресторанчики. Город вечером ощущается значительно выигрышнее – днем тут очень жарко и очень шумно, а вечером можно отлично посидеть на открытом воздухе, распивая, например, местное вино – не то, чтоб экстраординарное, но вполне неплохое.
Ликийскую тропу, насколько я понял, турки организовали относительно недавно. Природные красоты – дело вполне очевидное, турецкие горы, как я уже писал, прекрасны, горные реки, глубокие каньоны, солнце, сосны, синее небо и розовый снег прилагаются. Тропа очень хорошо промаркирована, причем видно, что делают это достаточно регулярно (в некоторых местах видно, как тропа проходит по обвалам); деньги на ремонт Провала собирают, но это только в тех местах, которые достопримечательности – на нашем маршруте это были каньон Гёйнюк и гора Химера. На дороге к каньону, кстати, видно, на что деньги расходуются: дорога расчищена бульдозером от завалов, по краю – основательное ограждение из металлических тросов, стоят беседки. И еще на маршруте и стоянках непривычно чисто, хотя, судя по тому, какие группы мы встречали на маршруте, это примерно те же люди, что и в Крыму. Только в Крыму почему-то загажено гораздо сильнее.
Побережье в Чиралы выглядит примерно так:
На первый взгляд может показаться, что пляж пустой; он действительно пустой. В мае до одиннадцати утра и после пяти вечера на пляже почти никого нет: ближайший к тебе купальщик будет метрах в пятидесяти, при общей длине пляжа в 3 километра; днем, правда, на пляже народу значительно больше (ума не приложу, почему: лично мне турецкое солнце показалось в дневное время немилосердным: сгораешь даже в тени, а в три часа пополудни есть хорошие шансы получить тепловой удар). В любом случае, это совсем не похоже на характерный для ЮБК суп с клецками. Море совершенно прозрачное. Стоишь по колено в воде и возле твоих ног вертятся стайки серебристых рыбок.
Чиралы – достаточно недавно появившийся курорт, почти исключительно застроенный пансионатами и кабаками (административно он вообще относится к селу Улупинар, находящемуся в нескольких километрах). Тут отсутствуют постройки выше двух этажей и с моря поселок почти не виден, если не считать южного края бухты, где кабаки выходят на линию пляжа; в северной части до улицы тянется стометровый пустырь с разбросанными то тут, то там пиниями. Каждый пансионат – а их тут десятки – включает несколько маленьких домиков с номерами, “админкорпус”, стоянку и сад с беседками, качелями, гамаками, спортивной и детскими площадками (в нашем были волейбольная, баскетбольная и стол для пинг-понга); как-то разительно отличается от типового заселения в Крыму.
Курортные цены в киосках примерно таковы: пиво – 4, сок в 0.25-банке – 1.5, стакан апельсинового фреша – лира. В Чиралы в центре поселка за 10 лир я ел шашлык (“шиш”); шашлык включал два шампура баранины, и, помимо этого, лепешку, картофель фри, дикий рис и луковый салат. (Правда, в том же поселке в кабаках на линии пляжа и с видом на прибой всё то же стоило в 3-4 раза дороже.)
На день мы отправились кататься на кораблике. Удовольствие стоило 45 лир с человека за катание с 10 утра до 5 вечера. Впрочем, с точки зрения экскурсии оно не представляло собой чего-то захватывающего – просто посетили пяток ближайших к Чиралы бухт, посмотрели на торчащие из воды скалы и даже увидели морских черепах. Сначала меня несколько разочаровало то, что на берег схода как такового не будет (хочешь – плыви к берегу своим ходом, то есть), потом я понял, что на берегу среди дня делать особо и нечего – песок и камни раскаляются так, что особо не погуляешь. Поэтому часовые остановки, объявленные капитаном (он же старший помощник, он же механик, он же кок), я провел либо купаясь и ныряя с борта, либо развалясь на юте; дремать после купания – отличное времяпровождение после похода по горам. В поездку был включен обед: жареный морской карась с салатом и спагетти; капитан собственноручно зажарил свежепойманную рыбу, а таз со спагетти и таз с салатом выставил из камбуза: кому мало, тот помогай себе сам.
Турция мне очень понравилась, прямо на удивление. Она разительно непохожа отечественный южный берег, тем и прекрасна. Всем, кто еще не был – очень рекомендую.