Телевики, широкий угол и «классический полтинник», или Зачем нужно несколько объективов

Чтоб как-то осмыслить написанное дальше, нужно помнить, что такое ФР, ЭФР, угол и 35-миллиметровая пленка.

Как мы уже выяснили, сочетания объективов и сенсоров бывают разными. Чтобы не размениваться на разные системы и кропы, будем рассматривать старую добрую 35мм пленку, которой успешно пользовались весь двадцатый век.

Как уже было написано, чем больше фокусное расстояние, тем уже угол обзора. Чем меньше фокусное — тем он шире. Следует четко осознавать, что если на один и тот же отпечаток «запихивают» кучу деталей, захваченных объективом с широким углом обзора, или, наоборот, всего несколько, пойманных узким длиннофокусным объективом, объекты сьемки будут выглядеть по-разному. Из-за изменения их относительных размеров возникнут искажения перспективы.

Закономерен вопрос, есть ли объектив, у которого нет видимых искажений? Приблизительно =), есть. Угол обзора, соответствующий нашему зрению (около 45 градусов), т.е. не образующий заметных перспективных искажений (ключевое слово тут — «заметный»), имеют объективы, фокусное расстояние которых примерно равно диагонали кадра. Такие объективы называют «нормальными». Соответственно, если ФР объектива меньше диагонали кадра, объектив называют короткофокусным, или широкоугольным, если больше — длиннофокусным. Если ФР существенно больше диагонали кадра, получается телеобъектив.

Нормальные объективы. Диагональ стандартного 35-мм кадра равна 43.5 мм. Однако нормальными на пленке принято считать «полтинники» — объективы с ФР приблизительно 50 мм. (а на самом деле — и 52, и даже 58 мм, как у гелиоса-44.) Поэтому полтинников и было сделано чуть ли не больше, чем всех объективов с другими фокусными расстояниями, вместе взятых.

Короткофокусные объективы применяются для съемок пейзажа и архитектуры. Благодаря более широкому углу зрения они позволяют вместить в кадр больше при той же точке сьемки, чем если бы использовался нормальный объектив. Соответственно, при том же ракурсе они позволяют снимать с более близкого расстояния. При этом объекты на переднем плане окажутся крупнее, чем при съемке аналогичного сюжета длиннофокусным объективом, а расстояния между передним планом и средним (средним и задним, передним и задним) визуально будут казаться больше. Фокусное расстояние обычных широкоугольников — 35-36 мм ЭФР. За более короткофокусной оптикой — 24-28 мм ЭФР — закрепилось название «сверхширокоугольная». Однако можно встретить объективы с еще меньшим фокусным расстоянием — 14-18 мм ЭФР. Чем короче фокусное — тем шире угол зрения объектива.
Отдельно в ряду короткофокусной оптики стоит объектив «фишай» («рыбий глаз»), обычное фокусное для него — 16-20 мм ЭФР и короче. Знаменитый физик Вуд разработал его, чтоб увидеть, как должна видеть рыба из под воды. (При переходе в более плотную среду угол луча к поверхности раздела увеличивается, так что взгляды рыб расходятся с общепринятыми.) У фишая не исправлено такое оптическое искажение, как дисторсия — присущее короткофокусной оптики явление, при котором прямоугольник превращается на изображении в «подушку», составленную не из отрезков, а из кусочков дуг. Это фирменная черта фишайной картинки (существуют широкоугольные объективы, более короткие, чем фишаи, но без «фишайного» эффекта), которая у «циркулярного» фишая представляет собой кружок, охватывающий всю переднюю полусферу (включая ботинки фотографа, если тот не подумает о них заранее). Впрочем, более распространены «диагональные» фишаи, у которых из кружка со стовосьмидесятиградусным охватом вырезается только вписанный прямоугольник с сенсор камеры. Таким образом, у диагонального фишая обзор составляет 180 градусов по диагонали кадра и около 150 по горизонтали.

Посмотрим теперь в другую сторону (кстати, если посмотреть в объектив, вы увидите крохотную картинку того, на что направлен видоискатель — но в данном случае оборот сугубо в переносном значении).

Длиннофокусная оптика позволяет получить картинку того же ракурса с большего расстояния, или, при той же точке съемки, картинку с большим увеличением объекта съемки (это достаточно очевидно, но тем не менее). Длиннофокусный объектив уменьшает относительные размеры близкорасположенных объектов на переднем плане, если сравнивать полученное изображение с аналогичным снимком, сделанным с использованием нормального объектива. Так же уменьшаются кажущиеся расстояния между передним, средним и задним планом.

Если «вырезать» из широкого угла, который видит короткофокусный объектив, узкий сектор по центру кадра, то в нем геометрические искажения будут такими же, как в картинке от длиннофокусного объектива с таким же углом зрения. Искажения всегда есть при съемке объектов, протяженных в направлении по лучу зрения, так как ближние к объективу части этих предметов на снимке изображаются крупнее, чем более удаленные. Таким образом, из-за разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива, независимо от того, широкоугольный объектив это или длиннофокусный, есть искажение перспективы. Но когда мы пользуемся короткофокусным объективом, для получения картинки с тем же ракурсом нам надо подойти к предмету ближе, и в расстояния от ближайших и удаленных частей снимаемого предмета до объектива могут очень существенно различаться, и сильно будут отличаться относительные размеры этих частей на изображении. Длиннофокусным объективом эту же картинку мы получаем, снимая издалека, и расстояния от ближайших и удаленных частей снимаемого предмета до объектива будут отличаться мало и даже пренебрежимо мало.

Category: Новости | Tags: , , One comment »



One Response to “Телевики, широкий угол и «классический полтинник», или Зачем нужно несколько объективов”

  1. nadlosy

    Добавил в свои закладки. Теперь буду вас намного почаще читать!