Перейти до вмісту

Рим

1. Вообще, в любом интересном городе хорошо жить в центре, чтоб выйти из гостиницы, и сразу в тусич, или в погружение в среду, или еще что, чтоб не надо было вот это добираться непонятно сколько, как будто едешь с работы домой, или, что еще хуже, из дому на работу.

Но к Риму это правило не очень применимо — тут центра столько, что пешком не находишься, придется пользоваться транспортом, а то ноги попросту отвалятся. А в самом-самом центре в этом плане вообще не очень — метро его обходит стороной, трамвай — постольку поскольку, автобусы заезжают, но и то не очень. Так что лучше ориентироваться на какой-то транспортный узел.

Мне понравился район Тестаччо. Недалеко от центра пешком, по улице Мармурата ходит много маршрутов, рядом станция метро Пирамида и два вокзала (Сан-Паоло и Остиенсе). Во-вторых, район славится хорошими кабаками и гастропабами.

Можно еще жить на Траставере, там, говорят, неплохо, но не пробовал.

Мрачнее всего в этом плане район Термини, тут все дома выкуплены предприимчивыми азиатами и нигерийцами под хостелы, стоит жить только если уезжать или приезжать ночью или с утра пораньше.

2. Пойти в выходной день к какой-то перворазрядной достопримечательности — не лучшая идея. Есть риск из-за спин не увидеть самой достопримечательности. Хороший вариант — это уехать из города на день. Ближе всего к Риму находится Остия — историческая гавань древнего Рима. Тут есть большой археологический парк, а можно доехать до конца ветки и попасть на море.

3. В окрестностях Рима в принципе много куда можно поехать, но почти все из них лучше доступны на машине, чем общественнм транспортом. Кроме Остии, несложно (электричкой) добраться до Тиволи. В самом городке есть несколько красивых парков, рядом с ним — вилла Адриана. Пару станция не доезжая Тиволи находится большой спа-комплекс с термальными бассейнами под открытым небом.

4. С точки зрения толп туристов Ватиканские музеи, галерея Боргезе и Римские форумы — тот еще адок. Капитолийские музеи, палаццо Барберини и термы Каракаллы — наш выбор.

Термы Каракаллы ваще прям впечатлили. Смотришь на останки этих гаргантюозных (это слово я выписал из википедии, редко приходится его использовать в речи) сооружений и сложно поверить, что это в общем-то аквапарк в ТРЦ “Дримтаун”.

5. В людных местах очень много навязчивых пакистанцев, которые суют в руки розочку бесплатно для прекрасной сеньоры, а потом требуют бакшиш. Следует сразу гнать в шею.

6. Если окончательно впасть в мизантропию (а это вполне вероятно) — есть ботанический сад на холме Яникул, археологический парк виа Аппиа аттика, вилла Ада и вилла Дориа Памфили, там почти никого и только попугайчики по веткам скачут (и гадят оттуда).

7. Еще одно разводилово — “Леонардо экспресс”. Экспресса в нем ровно то, что он проезжает без остановки стандии до вокзала Термини. Но он, например, может просто задумчиво постоять в поле минут 15. Если время не поджимает очень сильно, лучше сэкономить и взять билет на региональную электричку.

8. Если автомат по продаже билетов про электричку не знает или не работает вообще (а такое сплошь и рядом), а в кассах нет никого — билет в самом вагоне контролер продает за +5 к тарифу.

9. Метро, кстати, тоже может внезапно не работать. Тогда вдоль линии пускают автобус, но его остановки не всегда очевидны, а пробки при неработающем метро — мама не горюй.

10. Трафик, кстати, вообще ужасный. Нормальным делом является вылететь на перекреток на желтый, встать там, под какафонию гудков резко сдать назад и пофиг, что по переходу люди идут. Так что переходить даже на зеленый стоит осторожно.

11. Roma pass — дискаунт на посещение музеев и транспорт. Бывает двух видов — на два дня (дает бесплатный вход в первый музей и до 50% на другие, кроме того приоритетный проход внутрь мимо очереди и бесплатный проезд на городском транспорте в течении срока действия) и на три дня (все то же самое, только бесплатны 2 первых музея). Наверное, должен окупиться, если погода слишком жаркая или слишком мокрая настолько, что от нее надо укрыться под крышей. И если живешь у черта на куличках. На мой взгляд, в один день впихнуть Ватиканские музеи или Капитолийские музей и хоть что-либо еще — это как максимум перебор и риск умереть от переизбытка прекрасного в крови, а как минимум — сложно по времени. Каждый из больших музеев требует нескольких часов только для того, чтоб бегло посмотреть экспозицию. Мое мнение — “Рома пасс” нужен только для того, чтоб поставить галочки о посещении.

12. Вход в собор Святого Петра бесплатный, но чтобы попасть, надо отстоять живую очередь на площади перед собором. В солнечную погоду это так себе времяпровождение — каждый день с площади кого-то увозит скорая. Но ближе к вечеру очередь таинственным образом исчезает и в собор можно зайти совершенно свободно.

13. Посещение купола собора, напротив, очень даже платное: только наличка, никакой визы, никакого мастеркарда, никакого дайнерс клаб, никакого рома пасс, никаких скидок и льгот. Можно заплатить за лифт до уровня основания купола, можно подняться по лестнице, но в любом случае дальше до верха купола все равно придется подниматься пешком.

И это однозначно того стоит.

14. Вход в любом случае рядом со входом в собор, и очередь к ним одна и та же. Так что совет тот же самый — приходить ближе к вечеру.

15. Хорошие точки, чтоб встретить закат — смотровая площадка на монументе Витториале (первые уровни бесплатно, на террасу с квадригами — червонец), верх Испанской лестницы и дальше до смотровой на холме Пинчо над Пьяццо Пополо, площадь Гарибальди, смотровая площадка над форумом сразу за Дворцом Сенаторов.

16. В Капитолийский музей лучше идти так: сэкономить, отказавшись от посещения временной выставки (она очень маленькая, мне еще отдельно усугубило то, что нельзя фотографировать), не останавливаясь пройти через лапидарий (каменюки с надписями они и есть каменюки с надписями), посмотреть античную скульптуру, снова спуститься в подвал, выйти на балкон Табулария, вернуться в первое здание, сразу же подняться наверх в кафетерий, посидеть передохнуть на панорамной террасе, пройти мимо живописи и с новыми силами осмотреть остальную часть экспозиции, остановившись присесть в крытом патио со статуей Марка Аврелия.

17. Еще один любопытный музей — Этрусский музей на Вилле Джулия. На любителя, конечно, но много интересных штук. Я попутно читал книгу по античной археологии, так что у меня ко всему была радость узнавания — “О, да я эту штуку вчера видел!”.

18. Понятно, что никак не обойтись без желато, но помимо него обязательно нужно съесть тирамису. В центре есть несколько точек, которые на этом специализируются. Мой выбор — “Two Sizes”, где торгуют на вынос, и более пафосный “Mr. 100 Tiramisù”, где реально сто сортов тирамису.

19. Чтоб поесть, лучше всего забуриться в какую-то улочку поуже в кабак, где обедают местные (в нем все равно будет дофига туристов, но все же). Хороший признак — нет меню или оно написано от руки на бумажках или на стене. Меню на русском — плохой признак, лучше валить сразу.

20. Пытаться найти такой рядом с Пьяцца Популо, или Испанской лестницей, или Ватиканом, или еще какой важной достопримечательностью — офигенно сложная задача.

21. Стоит учитывать, что намеченный кабак может работать только до 2 и с 7 вечера, или не работать во вторник, или не работать в августе, или не рабоать, потому что на улице хорошая погода.

22. Из неочевидного, интересное место площадь Торре Арджентина. Это одна из археологических площадок, куда со всего Рима свозят на ПМЖ бродячих котиков. Их тут огромное множество и они крайне флегматичны.

23. В Риме стопицот церквей и все их смотреть не только нет смысла, но и невозможно нив какое разумное время. Что стоит посмотреть: Базилика Санто-Стефано-Ротондо необычной круглой формы; Сан-Пьетро-ин-Винколи со знаменитой статуей Моисея; Санта-Мария-Маджоре — римские мозаики и вообще дорого, богато; Санта-Мария-ин-Космедин — если кто фанат фильма “Римские каникулы”. Правда, чтоб сфотографироваться с-типа-откушенной-рукой очередь стоит человек 200.

Ира напомнила про лайфхак: такое фото можно прекрасно сделать без всякой очереди в аэропорту Леонардо да Винчи — там в одном из дьютиков висит муляж в натуральную величину.

24. Что я там выше не писал про толпы туристов, все равно ведь невозможно не пойти на засмотренные до дыр пьяцца Навона, Попули, Пантеон, Витториале, это вот все. Я не порицаю, я уже и видел не раз, а все равно пошел.

Они, понятно, оттого и нахоженные, что там есть что посмотреть.

25. Следует помнить, что Рим невозможно увидеть полностью. Никак. Остается только смириться с этим.

А теперь — слайды. Будут некоторые из мест, упонятых выше, но, понятно, не все.

1. Замок Святого Ангела.

2. Собор Святого Петра (частично). Расположен недалеко от замка.

3. Тоже фрагментарно — заалтарная часть.

4. Вид на Ватикан с купола собора Святого Петра.

5. Fontana del Maderno. Стоит на площади между двумя крыльями знаменитой колоннады.

6. Термы Каракаллы.

7. Ботанический сад.

8.

9.

10. Попугаец.

11. Пантеон.

12. Макаруны. Вот так просто навалены горой за стеклом, никакого пиетета, даже обидно как-то.

13. Пьяцца дель Пополо.

14. Котик на площади Torre Argentina, такая вот визуальная рифма.

15. Basilica di Santo Stefano Rotondo.

16. Тирамису

17. Капитолийские музеи. Про них надо бы отдельный пост, да где время взять. Вот оригинал Капитолийской волцицы.

18. Тут надо бы пошутить про оригинал молодой вовчыци, но не буду!

Фото, кстати, за секунду до гневного свистка “слезьте с ценного экспоната!”.

19. Оригинал статуи Марка Аврелия. На площади так, новодел стоит.

20. Вид с террасы музея.

21. Просто улица.

22. Храм Весты на форуме. Там, стало быть, весталки поддерживали неугасимое пламя.

23. Мозаика.

24. Фонтан Нептуна на знаменитой площади Навона.

25. Фонтан четырех рек со скульптурами Бернини.

26. Национальный этрусский музей.

27.

28. Колоннада Витториале.

29.

30.

31.

32.

33. Палатинский холм на закате.

34. Форум.

35. Палаццо Браши, музей Рима (не ходил).

36. Мост Виктора Эммануила II вечером.

37.

38. Corso del Rinascimento

39. Арка Януса.

40. Форум ночью — уцелевшие колонны храма Сатурна.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *