Перейти до вмісту

«Эквивалентная светосила»

Один из самых живучих и долгоиграющих мифов, циркулирующих среди начинающих фотографов (причем в основном тех, кто много заседает на различных форумах), это так называемая «эквивалентная светосила» (или «относительная светосила»). Идея ЭС сводится к тому, что «объектив с одной системы, прикрученный на другую, с другим рабочим отрезком и кропом, изменит все свои параметры — фокусное расстояние и светосилу, так как площадь изображения, которое формирует объектив, измениться при изменении рабочего отрезка». Таким образом, как и в случае с эффективным фокусным расстоянием, необходимо пересчитывать для кропнутой системы светосилу, которая указывается для 35-мм пленки.

Даже сложно сказать, какая часть этих рассуждений наиболее неправильная.
Во-первых, светосила — «отношение освещенности поля изображения, создаваемого объективом, к яркости объекта съемки» — в числителе («освещенности поля») уже содержит приведение к удельной величине, то есть в пересчете на единицу площади. Какова эта площадь в действительности — совершенно все равно. Если поставить полнокадровый объектив на систему с кропнутой матрицей, пучок света не сожмется в более узкий и более яркий. Просто та его часть, которая попадет «мимо» матрицы, потеряется. Аналогично, если поставить рассчитанный на неполнокрадровый сенсор объектив на 35-мм кадровую камеру, формируемое изображение не растянется, оно просто проецируется в кружок, не покрывающий всю площадь большого сенсора.

Во-вторых, и фокусное расстояние, и светосила, указываются не «для 35-мм пленки». Они указываются вообще. Фокусное — в миллиметрах, светосила — в отношении яркости к освещенности. 35-мм пленка, она же 135 стандарт — это не абсолютный нуль температур и не скорость света в вакууме, это не особая выделенная величина. Фокусные приводят к 35мм только для того, чтобы их было удобно сравнивать между собой в разных системах. Фокусное 50мм всегда останется пятьюдесятью миллиметрами независимо от того, на какую камеру установлен объектив. Соответственно, и светосила (d/f2) не изменится. На вопрос «А как же рабочий отрезок?» следует отвечать просто, вопросом же: «А где в формуле рабочий отрезок?» .

Единственное сколько-либо рациональное зерно в мифе об эквивалентной светосиле связано с ГРИП. Действительно, при той же светосиле объектив на полнокадровой камере будет давать меньшую глубину резкости, чем на кропе. Но методологически это сугубо неправильно, ведь увеличиваем резкость мы диафрагмированием объектива, а не изменением его светосилы.

В общем, если вам кто-то начнет рассказывать об эквивалентной светосиле, знайте: перед вами эквивалентный фотограф с эквивалентным фотоаппаратом. И снимки у него, скорее всего, тоже эквивалентные.

Позначки:

4 думки щодо “«Эквивалентная светосила»”

  1. Путаница у новичков происходит из-за того, что они в расчетах пользуются эквивалентным ФР, а не истинным. Как только напоминаю им об этом сразу все становится на свои места.

  2. Сповіщення: Эквивалентная светосила наносит ответный удар — Photo: Keep It Simple, Stupid

  3. Написано очень эмоционально и путано.
    Буду писать про эквивалентное фокусное, но все то же относится к эквивалентной диафрагме.
    Специально существует два разных понятия (термина), чтобы избегать путаницы. Если ими пользоваться правильно, все будет понятно.
    1. Для описания ОБЪЕКТИВА – используют термин ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ. Именно параметры самого объектива указаны на самом объективе, без разницы с какой матрицей он работает, хоть с полноформатной, хоть от компактного фотоаппарата.
    2.Для описания системы ОБЪЕКТИВ + МАТРИЦА – используется условный (расчетный) термин ЭКВИВАЛЕНТНОЕ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ. Он определяется как «ФР объектива» * «коэффициент кропа матрицы фотоаппарата», и никогда нигде не пишется, а только рассчитывается самим фотографом. Смысл этого условного термина – с точки зрения конечного снимка фотографии снятые с одинаковым ЭФР, должны иметь одинаковый угол обзора.

    Теперь про “заблуждения новичков”.
    Есть такой сайт http://www.photozone.de/, уважаемый для меня. Посмотрите, например Nikkor AF-S DX 35mm f/1.8 G:
    http://www.photozone.de/nikon–nikkor-aps-c-lens-tests/628-nikkor3518dx
    Посмотрите в каких величинах описываются фокусные и диафрагмы,внизу:
    52.5 mm (full format equivalent)
    f/2.7 (full format equivalent, in terms of depth-of-field)
    ???

    Есть другой уважаемый для меня сайт – http://www.dpreview.com/
    Вот они тестируют фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-FZ1000:
    http://www.dpreview.com/reviews/panasonic-lumix-dmc-fz1000
    Полюбопытствуйте, в каких величинах на графике сравниваются диафрагмы для фотоаппаратов с разным кропом.
    Таких ссылок могу дать много:
    http://www.dpreview.com/reviews/canon-powershot-g1-x-mark-ii
    http://www.dpreview.com/reviews/sony-cybershot-dsc-rx100-m3

    Так что начинающие фотографы шли правильным путем, но как всегда на пути встречаются консерваторы, которым все новое проще запретить, чем разобраться.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *