Один из самых живучих и долгоиграющих мифов, циркулирующих среди начинающих фотографов (причем в основном тех, кто много заседает на различных форумах), это так называемая «эквивалентная светосила» (или «относительная светосила»). Идея ЭС сводится к тому, что «объектив с одной системы, прикрученный на другую, с другим рабочим отрезком и кропом, изменит все свои параметры — фокусное расстояние и светосилу, так как площадь изображения, которое формирует объектив, измениться при изменении рабочего отрезка». Таким образом, как и в случае с эффективным фокусным расстоянием, необходимо пересчитывать для кропнутой системы светосилу, которая указывается для 35-мм пленки.
Даже сложно сказать, какая часть этих рассуждений наиболее неправильная.
Во-первых, светосила — «отношение освещенности поля изображения, создаваемого объективом, к яркости объекта съемки» — в числителе («освещенности поля») уже содержит приведение к удельной величине, то есть в пересчете на единицу площади. Какова эта площадь в действительности — совершенно все равно. Если поставить полнокадровый объектив на систему с кропнутой матрицей, пучок света не сожмется в более узкий и более яркий. Просто та его часть, которая попадет «мимо» матрицы, потеряется. Аналогично, если поставить рассчитанный на неполнокрадровый сенсор объектив на 35-мм кадровую камеру, формируемое изображение не растянется, оно просто проецируется в кружок, не покрывающий всю площадь большого сенсора.
Во-вторых, и фокусное расстояние, и светосила, указываются не «для 35-мм пленки». Они указываются вообще. Фокусное — в миллиметрах, светосила — в отношении яркости к освещенности. 35-мм пленка, она же 135 стандарт — это не абсолютный нуль температур и не скорость света в вакууме, это не особая выделенная величина. Фокусные приводят к 35мм только для того, чтобы их было удобно сравнивать между собой в разных системах. Фокусное 50мм всегда останется пятьюдесятью миллиметрами независимо от того, на какую камеру установлен объектив. Соответственно, и светосила (d/f2) не изменится. На вопрос «А как же рабочий отрезок?» следует отвечать просто, вопросом же: «А где в формуле рабочий отрезок?» .
В общем, если вам кто-то начнет рассказывать об эквивалентной светосиле, знайте: перед вами эквивалентный фотограф с эквивалентным фотоаппаратом. И снимки у него, скорее всего, тоже эквивалентные.
Путаница у новичков происходит из-за того, что они в расчетах пользуются эквивалентным ФР, а не истинным. Как только напоминаю им об этом сразу все становится на свои места.
Сповіщення: Эквивалентная светосила наносит ответный удар — Photo: Keep It Simple, Stupid
Написано очень эмоционально и путано.
Буду писать про эквивалентное фокусное, но все то же относится к эквивалентной диафрагме.
Специально существует два разных понятия (термина), чтобы избегать путаницы. Если ими пользоваться правильно, все будет понятно.
1. Для описания ОБЪЕКТИВА – используют термин ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ. Именно параметры самого объектива указаны на самом объективе, без разницы с какой матрицей он работает, хоть с полноформатной, хоть от компактного фотоаппарата.
2.Для описания системы ОБЪЕКТИВ + МАТРИЦА – используется условный (расчетный) термин ЭКВИВАЛЕНТНОЕ ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ. Он определяется как «ФР объектива» * «коэффициент кропа матрицы фотоаппарата», и никогда нигде не пишется, а только рассчитывается самим фотографом. Смысл этого условного термина – с точки зрения конечного снимка фотографии снятые с одинаковым ЭФР, должны иметь одинаковый угол обзора.
—
Теперь про “заблуждения новичков”.
Есть такой сайт http://www.photozone.de/, уважаемый для меня. Посмотрите, например Nikkor AF-S DX 35mm f/1.8 G:
http://www.photozone.de/nikon–nikkor-aps-c-lens-tests/628-nikkor3518dx
Посмотрите в каких величинах описываются фокусные и диафрагмы,внизу:
52.5 mm (full format equivalent)
f/2.7 (full format equivalent, in terms of depth-of-field)
???
—
Есть другой уважаемый для меня сайт – http://www.dpreview.com/
Вот они тестируют фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-FZ1000:
http://www.dpreview.com/reviews/panasonic-lumix-dmc-fz1000
Полюбопытствуйте, в каких величинах на графике сравниваются диафрагмы для фотоаппаратов с разным кропом.
Таких ссылок могу дать много:
http://www.dpreview.com/reviews/canon-powershot-g1-x-mark-ii
http://www.dpreview.com/reviews/sony-cybershot-dsc-rx100-m3
—
Так что начинающие фотографы шли правильным путем, но как всегда на пути встречаются консерваторы, которым все новое проще запретить, чем разобраться.
БОЛЬШЕ КАПСА!111
боже, ну хотите вздрочнуть на эквивалентное что угодно — валяйте