Перейти до вмісту

ГРИП, расстояние фокусировки, ФР, диафрагма и компакты

Читатели просили написать про ГРИП на разных камерах — пишу про ГРИП на разных камерах.

Здесь и далее, кто еще не знает, ГРИП — глубина резко изображаемого пространства, то есть «шмат» того, что лежит перед объективом камеры, который отображается на снимке резко.

Собственно, ГРИП как таковой нет. Резко (как точки) отображаются ТОЛЬКо точки из плоскости фокусировки. Однако точки, лежащие достаточно близко к этой плоскости, отображаются достаточно резко. Обычно резким считается все, где точка передается «как кружок 0.03..0.05 мм» (речь идет 35-мм пленке). Разделите на число кропа и получите. Из чисто геометрических соображений задняя зона ГРИП дальше от плоскости фокусировки, чем передняя.

Три основных свойства ГРИП:

1. ГРИП растет с прикрытием диафрагмы. (Опять же из чисто геометрических соображений: чем мень зрачок объектива — тем меньше диаметр кружка рассеяния, тем больше зона резкости.)
Для ФР 35 мм и расстояния фокусировки 1.5м, 35 мм кадр
Диафрагма 2.0 ГРИП 30 см
2.8 42 см
4.0 62 см
5.6 90 см
8 1.4 м
11 2.25 м
22 6.28 м

2. ГРИП растет у величением дистанции фокусировки. (Из чисто геометрических соображений — пределы ГРИП пропорциональны дистанции фокусировки. Чем они больше, тем больше и ГРИП. )
Масштаб изменений таков (диафрагма постоянна, 35 мм. кадр):
дистанция фокусироки — 1 м ГРИП — 6 см.
2 м 25 см
5 м 1.65 м
10 м 7.15 м
20 м 48.8 м

3. ГРИП растет с уменьшением ФР объектива. (Короткофокусный объектив при том же относительном отверстии/диафрагме имеет меньший размер зрачка.)
Для диафрагмы 4 и расстояния фокусировки 1.5м, 35 мм кадр
ФР 28 мм ГРИП 1 м
35 мм 62 см
50 мм 29 см
85 мм 10 см
135 мм 4 см

На самом деле, как электичество и магнетизм представляют собой проявления одного явления, на самом деле ГРИП не зависит от дистанции фокусировки и ФР объектива. (Вот так вот, как это ни парадоксально.) ГРИП зависит от увеличения, то есть соотношения ФР и дистанции, с которой ведется съемка. Если взять длиннофокусный объектив и снимать что-то издалека или снимать короткофокусным, уперевшись в объект передней линзой — если размеры изображения в обоих случаях будут равны, то и ГРИП будет одинаковой. (Другое дело, что эти снимки будут совершенно разными из-за перспективных искажений, но об этом не сегодня.)

О более сложных вещах, гиперфокальном расстоянии и наводке на бесконечность, если паче чаяния кому-то будет интересно, в другой раз. Сейчас разговор пойдет о зеркалках и компактах, как и было обещано.

Когда я поменял компакт-ультразум на зеркалку, я удивился, почему на макрофотографиях с компакта все было резким даже на открытой диафрагме, а на макро с зеркалки — размыто при значительно больших диафрагменных числах. Сначала я подумал, что мне не хватает специального макрообъектива. Я купил макрообъектив — качество выросло, а вот малая глубина резкости как была, так и осталась.

Оказывается, ГРИП растет с уменьшением размера сенсора.

Посмотрим, как связаны ГРИП и кроп-фактор. У нас есть некий кадр, снятый определенным объективом на камере определенным размером сенсора. Вот мы поставили тот же объектив на камеру с вдвое меньшей диагональю кадра. Чтобы теперь получить кадр с тем же охватом, заняли вдвое большую дистанцию. В этом случае ГРИП выросла.
Другой вариант получить тот же ракурс — поставить объектив с тем же углом зрения — и, естественно, с вдвое меньшим фокусным расстоянием. При том же диафрагменном числе получили вдвое меньший диаметр зрачка и, соответственно, большую ГРИП.

Это и есть источники роста ГРИП на меньшем кадре. При всех равных условиях (угол зрения и диаметр зрачка), ГРИП, приведённая к диагонали кадра, на любом формате будет одинаковой.

Компакт-камера с маленьким размером сенсора (кроп-фактор 5 и больше) ведет макросьемку объективом, длина и диаметр зрачка которого составляют несколько миллиметров. Даже с расстояния в 3 см. изображение будет не просто резким — суперрезким по всему полю даже на открытой диафрагме. Компакт камеры позволяют получить очень хорошее макро из-за большой ГРИП. Однако по этой же причине компакты плохо подходят для сьемки портретов, так как не позволяют отделить объект сьемки от фона.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *