Перейти до вмісту

Немного о резкости и ее отсутствии

Нерезкость на снимке может быть вызвана разными причинами. Иногда это грубый брак, иногда — намеренный эффект, нужный чтобы подчеркнуть главную деталь снимка и убрать ненужные акценты с несущественных.

1. Промах фокуса. Технический брак, когда объектив оказался наведен не на то, на что должен был. Как правило, если поискать по снимку, удается найти, что же все-таки резко, но не всегда. Особенно часто проявляется при съемке при плохой освещенности, например в сумерках. Так же часто бывает от отсутствия навыков работы со светосильной оптикой, у которой крайне мала ГРИП.

2. «Шевеленка» и «смаз». При длинных выдержках относительное движение объекта сьемки и сенсора приводят к тому, что изображение размазывается и теряет резкость. Когда нерезкость вызвана движением объекта, говорят о шевеленке. Смаз — фактически тоже самое, только двигается не объект, а камера в руках фотографа. Известно эмпирическое правило, что в среднем смаз появляется при сьемке с выдержками длиннее чем 1/(эффективное фокусное расстояние объектива в мм) секунд. То есть 30мм — безопасно снимать на выдержках, короче 1/30 секунды, 100мм — 1/100 и так далее.
Хотя, конечно, кто биатлоном занимался, тот в плюсе.

3. «Мыло». Мыло называется отсутствие мелких деталей на в целом резких книмках (то есть на тех, где нет смаза, шевеленки и удовлетворительная ГРИП). Мыло может происходить как из-за низкой разрешающей способности объектива, так и от агрессивной работы шумодава (алгоритма уничтожения шума, который иногда не особо разбирает, что шум, а что нет).

4. Софт-эффект на старых стеклах. В старых объективах из-за многочисленных переотражений в стеклах, от стенок и от ламелей диафрагмы и рассеяния света происходет общее выравнивание яркости, что ведет к падению конрастности и снижению резкости изображения. При портретной сьемке, когда надо спрятать лишние волоски или неровности кожи, такое эффект вполне применим.

5. Применение диффузионного фильтра. В общем-то в тех же случаях, что в предыдущем пункте, используются диффузионные фильтры (фильтры с поверхностью, по утверждению производителей, имеющей структуру поверхности высохшей пены). Возникающие при этом «неправильно» преломленные лучи производят более или менее выраженный софт эффект: размывание конрастных переходов, уменьшение краевой резкости, появление эффекта свечения ярких участков.

6. Специальные портретные объекктивы с контролируемыми абберациями и астигматизмом. Д-да, оптические искажения специально вносяться, чтобы смягчить картинку. Тут я ничего сказать не могу, так как никогда вживую не видел.

Позначки:

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *