Перейти до вмісту

Національний Науково-природничий Музей

После того, как я посетил Музей естественной истории в Вене, мне захотелось посетить аналогичный музей у нас в Киеве, чтоб сравнить впечатления.

Сразу скажу, что в целом провел день в музее (к сожалению, он закрывался довольно рано) с огромным удовольствием и всем рекомендую туда сходить.

Под одной крышей находятся 5 музеев: палеонтологический (о котором будет этот отчет), минералогический, зоологический, ботанический (про эти три будет другой отчет) и археологический (до которого я не добрался).

Итого – к мамонтам и пещерным медведям!
1. Латимерия – ненастоящая.
Стенд, посвященный жителям каменноугольного периода – разнообразным стегоцефалам. На картинках все эти примитивные амфибии, из экспонатов – преимущественно, уголь. Моего любимого тиктоалика, к сожалению, нету.

2. Каменноугольные обитатели.
Черепа принадлежат лабиринтодонтам, похожи на крокодильи, но к крокодилам отношения не имеют: сверху архегозавр, снизу – не помню, кто. Тут же пластмассовые модели карбоновых насекомых – гигантская стрекоза меганевра, кто такая стенодиктия – не знаю; масштаб натуральный, размах крыльев – примерно в 45 сантиметров, сделано в 30-е годы.

3. Скутозавр.
Относится к парарептилиям, анапсидам, не оставившим потомков. Чем жил, за что боролся – мнения противоречивы.

Тут можно отметить, что я надел очень неудачную с точки фотосъемок одежду, поэтому где на фото виден характерный рисунок из светлых и темных полосок, то знайте, что это не экспонат, а мое отражение в витрине.

4. Моллюски.

5. Мезозойские экспонаты:
* муляж берлинского археоптерикса;
* коготь дейнониха (дейноних – “ужасный коготь” – это, по-видимому, тот самый неидентифицированный мною пернатый ящер из музея в Вене);
* отпечаток рыбы;
* череп тарбозавра (не скажу, настоящий или нет).

6. Филогенетическая схема развития рыб.

7. Заканчиваем с мезозоем, заходим в зал с кайнозойской фауной – и тут – трах! бах! – натурально обалдеваем. Потому что не каждый день увидишь четырехметрового динотерия!

8. Он огромный. В венском музее тоже есть скелет, но тот по сравнению с этим не впечатляет.

9. В сравнении с дитятками.

10. На широкоугольник.

Вот жаль, что он у стенки стоит и нельзя обойти его со всех сторон. Я уж не говорю о двусветном зале с возможностью посмотреть еще и сверху. Это бомба бы была.

11. Мегафауна миоцена:
* череп все того же динотерия (очень уж он производит впечатление) – размером почти с Мишкина;
* рога тура;
* позвонки зеуглодона (примитивного кита). Позвонки найдены в Киеве, на Куреневке.

12. Голова динотерия в профиль и прочие челюсти древних слоников.

13. Мегафауна миоцена: черепа вымерших носорогов и позвоночник и голова какого-то древнего хоботного.

14. Стенд, посвященный миоценовым хоботным.

15. Зубы вымерших слоников крупным планом.

16. Херсонотерий – вымерший жираф.

17. Сверху – скелет хилотерия (вымершего безрогого носорога). Снизу – череп херсонотерия. Оба – с юга Украины.

18. Хилотерий – крупным планом.

19. Вымершие носороги: сверху – ацератерии, снизу – эласмотерий. Миоцен-плиоцен, гипперионовая фауна.

20. Стенд, посвященный плиоценовым непарнокопытным, центральное место занимает эласмотерий. Здесь он изображен с небольшим рогом, современное представление считает, что рог у него был огромный.

21. Черепа гиппарионов – плиоценовых лошадей, характерного вида, давшего названии всей фауне тогдашних степей.

22. Внешне гиппарион походил на короткоухого осла или на кулана.

23. Мезотрагоцерус и микростоникс. Вымершие козлик и свинка.
Микростоникс был здоровенным кабаном, много крупнее современных, но мел очень небольшие клыки.

24. Цетотерий – достаточно продвинутый и специализированный древний вымерший кит. Небольшого размера.

25. Он же в более выигрышном ракурсе.

26. Скелет синего кита. Был предоставлен китобойной флотилией “Слава” и несколько лет провел закопанным в землю для придания костям более возрастного вида.
Синий кит пока еще не вымер, но все к тому идет – примерно так говорит табличка, объясняющая, что данный экземпляр делает в палеологическом музее.

27. С кашалотом – примерно такая же история.

У обоих скелетов почему-то отсутствуют кости конечностей.

28. Черепа примитивных людей и приматов (последний похож на череп гориллы).

Этот стенд – один из двух экспонатов, которые мне запомнились с моего прошлого посещения музея (было это 20 с хвостом лет назад).

29. “Сэр, посмотрите черепа!” (с)

30. А вот экспонат, посмотреть на который я специально прицеливался: череп индрикотерия.

Индрикотерий – безрогий носорог, который по конструкции довольно-таки напоминал жирафа – прежде всего, своей длинной шеей. Индрикотерий – самое высокое, и, по-видимому, самое большое сухопутное млекопитающее.

Там, в музее, был еще второй череп. На потолке, точно над первым Под самым потолком. Сильно подозревал, что он там закреплен на уровне, котором он был бы, если бы сидел на шее живого индрикотерия. Потом прочитал, что индрикотерий был высотой до 8 метров.

31. Тот же череп в другом ракурсе. По-видимому, желтые участки – из папье-маше. Рядом – рога тура (тоже совсем не маленькие).

32. Черепа примитивных собак и большерогого оленя.

Большерогий олень целиком в музее тоже есть, но экспонирован он так, что эффектного кадра сделать не удалось.

33. Два тура.

34. Еще тур – в натуральный размер.

35. Череп тура (с картой распространения зверушки) и череп вымершего шерстистого носорога.

36. Шерстистый носорог.

37. Он же.

38. Мамонт.
Выставлен настолько неудачно, что это единственный ракурс, с которого его можно обозреть целиком – прямо напротив стоит здоровенный металлический шкаф в рост человека и все закрывает.
На переднем плане отдыхает знаменитый мамонтенок Дима (муляж). Это второй экспонат, который я помню из своего босоногого детства.

39. Стеллерова корова.
Этот экземпляр, как и тот, который выставляется в Вене, происходят из одного и то же места – Львовского музея (Львовский музей открыт для посещения только в будние дни, так что мне посмотреть на ту корову, которая осталась на своей исторической родине, не удалось). Все скелеты смонтированы из костей, собранных на Командорских островах. В Вену корова отправилась еще при Австро-Венгрии, в Киев – при совьетах. Киевский экземпляр намного крупнее венского и гораздо менее распиарен. У обоих скелетов отсутствуют кости конечностей.

40. Череп лошади. Табличка гласит, что данный череп принадлежал жеребцу 6-7 лет и являелся центральным элементом культа в какой-то богом забытой деревушке наших далеких пращуров. Если вдуматься – ничуть ен худший объект культа, чем и любой другой.

41. Черепа вымерших хищников:
* пещерный медведь;
* смилодон;
* пещерный лев;
* гиена (вероятно, Pachycrocuta).

42. Пещерный медведь.

Этим эффектным экспонатом я и закончу свой фотоотчет (по крайней мере, его палеонтологическую часть).

Если сравнивать два музея (я отдаю себе отчет, что Венский музей естественной истории не сопоставим с Лондонским или там Вашингтонским =), то в нашем, конечно, экспозиция до кайнозоя довольна бедная. Динозавров вот нету (печаль, разочарование, безысходность). Но по части миоцена-плиоцена-плейстоцена экспонаты очень крутые. И очень зрелищные – могли бы быть. Я не знаю, насколько здание на улице Богдана Хмельницкого строилось как музей, но оно не позволяет показать крупные экспонаты в выигрышном свете. Но вообще посетить музей всячески рекомендую.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *