Перейти до вмісту

Какого цвета платье

Это платье примерно две трети людей видят как бело-золотое, а треть – как сине-черное. Какое оно на самом деле?

Начать надо издалека.

Источники света различаются по температуре. У солнца и фотовспышек это примерно 5,5-6 тыс К. Источники холоднее — лампы люминистцентного света, накаливания и вплоть до свечей — кажутся по мере убывания цветовой температуры желтее, потом оранжевее, потом краснее. Источники с цветовой температурой выше выше — кажутся синими. В обычной жизни человек на это не обращает внимания, потому что глаз (на самом деле – мозг) человека, в отличии от бездуховной камеры, адаптируется, и человек не видит освещение от лампы накаливания очень уж красным. А вот снимок, сделанный при лампе, покажется ОЧЕНЬ красным. Поэтому в камере устанавливается баланс белого для учета характеристик освещения и компенсации избыточного красного и синего. При выставленном балансе белого «лампа» камера вычитает лишний красный цвет.

Если ты ставишь ББ на “лампу” и снимаешь днем при солнце, камера все равно вычитает красный и снимок выходит АДСКИ СИНИМ (частая ошибка новичков). И наоборот, если поставить ББ на “облачно” и снять что-то в дневном освещении, снимок будет АДСКИ ОРАНЖЕВЫМ.

Например, если платье белое с золотым, ББ поставлен на температуру меньше дневного света и освещение дневное — камера вычитает красный, белый цвет становится светло-синим, золотой — серым.


проявка с компенсацией: temp +30, tint -28, contrast +40, vibrance +40,

Такой же результат может получиться, если снимать сине-черное платье с правильным ББ, но задрав экспозицию: синий станет светло-синим, черный – серым.


проявка с компенсацией: exposure -4, brightness -45, vibrance +45

(Надо понимать, что это не настоящий черный и не настоящий белый, а темный нейтральный (серый) и светлый нейтральный (серый). )

Задача восстановления реального цвета платья содержит три неизвестных: цвет платья 1 (светлый), цвет платья 2 (темный), разница между температурой освещения и ББ. У нас есть одно наблюдение – передача цвета 1 и передача цвета 2. Это система из двух уравнений с тремя переменными. Которая не имеет однозначного решения. То есть можно только получить зависимость двух переменных от третьей, но не значения всех трех.

Тут следует обратить внимание, что предложено на выбор два варианта решения: цвет1 = белый, цвет 2 = золотой и цвет1 = синий, цвет 2 = черный, хотя на самом деле у задачи бесконечно число решений.

Для примера, так же будет выглядеть платье пурпурное с зелеными вставками в красном освещении. Мозг ищет наиболее простые решения (точнее, граничные), когда когда один из параметров равен 0 — то есть один из цветов белый или черный. Выше написано, как такие варианты реализуются.

Еще одно частное решение — цвет1 = голубой, цвет 2 = серо-коричнево-желтый, разница между температурой освещения и ББ = 0.

Итак, когда человеку говорят, что вот фото, с ним что-то не так, человек ищет подвох и, что характерно находит. Кому-то на ум просится ошибка цветопередачи (сиречь неправильный ББ), кому-то – экспонирования. На это влияет персональный опыт человека, полученный в течении всей его жизни (решенные в течении жизни задачи по распознаванию изображений при наличии индивидуальных характеристик зрения). Если учесть, что за восприятие цвета и за восприятие яркости отвечают разные чувствительные элементы в глазу, можно предположить, что выбор между бело-золотым и сине-черным платьем обусловлен индивидуальным соотношением светочувствительных элементов.

Голова — предмет темный и исследованию не подлежит.

П.С. Можно рассмотреть аналогию с задачами оптимизации. Если есть две связанных переменных, например расходы и расходы, тот есть две разные задачи оптимизации: при заданном уровне расходов максимизировать прибыль и при заданной прибыли минимизировать расходы. У нас есть задача с определением двух цветов, связанных друг с другом одним платьем. Примерно так одни люди решают задачу поиска цвета 1 при заданном цвете 2, другие — задачу поиска цвета 2 при заданном цвете 1. Если отталкиваться от того, что правильный цвет 1 (светлый) — человек считает, что платье синее и решение — компенсация экспозиции. Если отталкиваться от того, что правильный цвет 2 (темный) — человек считает, что платье белое и решение — компенсация баланса белого.

П.П.С. Или, может, оно таки сине-золотое.

Позначки:

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *