1. Итак, на древний бургундский город Дижон опускаются сумерки, я выпил кофе и, снаряженный современнейшей цифровой камерой, иду снимать в самое красивое время суток.
2. Главный двор герцогского дворца.
3. Дворец сзади. Как и многие другие средневековые сооружения, дворец строился и перестраивался на протяжении сотен лет. Центральная башня на том снимке строилась при Филиппе Добром (1450-1460) и носит его имя. Башня высотой 46 метров и с нее открывается прекрасный вид на город и окрестности. К сожалению, вход на нее ограничен экскурсионными группами, а зимой — так и не каждый день. А вот палаты на переднем плане, как и большая часть того, что можно увидеть сейчас, были возведены в XVII—XVIII веках в стиле французского классицизма.
4. Самая древняя часть дворца — Барская башня. Ее строительство началось при Филиппе Отважном в 1365 году.
5. Еще одна старая часть дворца — герцогские кухни, 1433.
6.
7. Барская башня. Тут по следам на стене хорошо можно увидеть, что до современных построек к башне примыкало более старое сооружение.
К слову, после постройки башня носила название “Новая башня”, что говорит о том, что замок существовал гораздо раньше четырнадцатого века. Свое нынешнее название башня получила в 1436.
8. Чуть более другой ракурс.
9. Еще одна дижонская достопримечательность — Дом с кариатидами. Его фасад украшают десять резных фигур.
Очевидно, аутентичны только верхние этажи здания. Огромные окна на первом этаже в средневековье были бы очень уж непрактичны. Подозреваю, что и зала первоначально не была двусветной. Представление о высоте этажа дает дверь слева.
10. Церковь святого Михаила.
11. Тут некстати дождик пошел, на чем съемку в режимное время пришлось досрочно завершить.
12. Главная церковь города — Нотр-Дам де Дижон. Она отличается от традиционных католических церквей с двумя башнями на фасаде и центральной розой между ними. Вместо этого у дижонского Нотр-Дама — сплошная стена, украшенная десятками горгулий и колонн; снизу колонны верхнего яруса кажутся размером с кохинуровский карандаш. Горгульи, — всего их 51, — ненастоящие, то есть нефункциональные — это не окончания водостоков, а украшения. То есть когда церковь строили — в 1230 году– сделали настоящих, но потом произошел некий случай, когда одна горгулья сорвалась с фасада и упала прямо на ростовщика на его же собственной свадьбе. Особый цимес ситуации придало то, что горгулья изображала в гротескном и окарикатуренном виде ростовщика же (не того же, у которого свадьба, а некоего абстрактного). После этого ростовщики добились демонтажа горгулий — точнее, всех, кроме одной в верхнем правом углу фасада (до неё, повидимому, тогда просто не смогли добраться). Их заново установили во время реставрации церкви в 1881-1882.
13. Вход. До 1794 тут были резные деревянные или с бронзовым литьем двери, но теперь — никаких украшений, гладкая поверхность, выкрашенная красной краской. Смотриться свежо, но органично. Формы — скорее романские, чем готические.
14. Из-за того, что традиционной розы на фасаде нет, прямо над входом находится орган.
15. Причудливая смесь старого и нового, выглядящего архаичнее, чем старое.
16. Северный трансепт. Витражи этих пяти стрельчатых окон чудом сохранились с 1235 года. Остальные витражи созданы по их мотивам в 1874-1897.
17.
18.
19.
20. Раньше у Нотр-Дама не было такого высокого шпиля — он был добавлен в 1880-х — башня оканчивалась более простым шатровым перекрытием с маленькой башенкой в центре.
21. Ворота особняка Hotel de Vogue.
22. Porte Gillaume. Первоначально здесь находились одни из городских ворот, построенные, как и сама городская стена, в двенадцатом веке. Стену со временем, как водится, снесли, но в 1788 построили как раз эти, в классическом стиле, посвященные принцу Людовику-Жозефу де Бурбону, графу Конде — губернатору Бургундии. Через год принц сбежал — он еще долго пытался бороться с французской республикой то военным, то дипломатическим путем, сотрудничая то австрийцами, то с русскими, то с англичанами; в частности, во время пребывания принца при дворе Павла он построил несколько сооружений, сохранившихся и поныне, — арку из “врот Конде” переименовали в “ворота Свободы”. Своё нынешнее название она получила в честь Гийона де Вольпиано, католического святого, прославившегося реформой бенедиктинских монастырей, что неким образом отправляет нас в Клюни, о котором я уже писал.
23. Собор.
24. Фахверковые домики на Rue Amiral Roussin.
Перед многочисленными кафе стоят уличные столики. Бургундия — это один из самых кулинарных регионов Франции. Из местной кухни, конечно, наиболее известны виноградные улитки. Тем, кто не любит брюхоногих (я, например, их не люблю) бургундцы могут предложить курицу брессе, телятину по-бургундски (тушеную в красном вине), грибочки белые под соусом.
25. Театральная площадь
26. Церковь святого Михаила
27.
28. Новогодняя иллюминация на площади Liberation.
29. Настоящий снег в Бургундии может и бывает, но не в начале декабря.
30.
31.
32.
33. Герцогский дворец.
Вообще, одного дня для того, чтобы не оглядеть в спешке, а хорошо рассмотреть этот маленький, но интересный город, безусловно мало. Нужно зайти в музеи живописи и сакрального искусства. перейти на другой берег речки, посмотреть неовизайскую церковь Сакре-Кёр, подняться на башню Филипа Доброго и посидеть в многочисленных бургундских кабаках. Но — не сегодня.