Виченца

1. Центральная площадь Виченцы, Piazza dei Signori. Это мой самый понравившийся снимок города, поэтому я вынесу его в шапку, а все остальные фото буду лепить как попало.

Итак, Виченца — крохотный городок на полпути между Падуей и Вероной, позиционирующий себя как «Сердце Венето». Виченца славна работами знаменитого архитектора Андрея Палладио. Ну а для меня, человека с художественным образованием, посмотреть на работы Палладио — это как тебе пострелять из маузера Дзержинского, понимаешь?

О туристической привлекательности Венеции говорить даже как-то и излишне; толпы туристов едут в Верону посмотреть на ласточкины хвосты зубцов моста Скалигеров и на балкон Джульетты, написать пару пошлых строчек на стенах подворотни и подержаться за грудь бронзовой статуи; в Падуе ночуют те, кто хочет сэкономить на негуманных ночевках в венецианских гостиницах; Виченцу большинство туристов промахивают насквозь в скоростном поезде.

Нет, не то, чтобы здесь совсем не было туристов. Но они тут как-то теряются в узких улочках, заросших набережных, пафосных площадях, палладианских особняках, а не запруживают улицы суетливым муравьиным кишением.

Есть, правда, и оборотная сторона этой нетуристичности — всё закрывается уже в 9, а так же на сиесту и по случаю хорошей погоды. Вечером даже на главной площади никого нет, лишь проходит пара пешеходов (машин в центре нет вовсе) раз в пять минут. При желании можно ощутить себя в Средневековье (предостережение: не надо).

В это самое Средневековье Виченца сначала управлялась советом нобилей (нв память об этом осталась площадь СИньории), затем принадлежала Скалигерам, властителям Вероны, потом Скалигеров выставили отсюда венецианцы (а после — выставили и из Вероны тоже). Венецианцев выставили французы Наполеона, французов выставили австрийцы, австрийцев выставили при объединении Италии, не представляю, кому это всё может быть интересно. Все эти многочисленные хозяева, конечно, оставили свой след в городе, но он совершенно растворился в духе Палладио, архитектора, творившего здесь в 16 веке. Лучше всего о Палладио и переплетении его судьбы с судьбой маленькой Виченцы написал в своем «Гении места» Пётр Вайль; я вообще люблю всю книгу, но глава о Виченце в ней — одна из самых запомнившихся мне.

Оканчивая вступление, я должен признаться, что я не поклонник палладианства в частности и неоклассицизма вообще, и собирался изначально осмотреть весь городок всего за день. Задержался на два, в ущерб распиаренной Вероне и курортному озеру Гарда. Но Виченца, безусловно, оправдала каждую проведенную тут минуту. В общем-то, всё со вступлением, теперь фото.

2. Именно так, из окна проносящегося скорого поезда, видит Виченцу большинство туристов.

3. Получилось так, что город начался с каких-то живописных задворков на берегу речушки Ретроне.

Всё было ничего, даже накрапывающий дождик, но под ногами почему-то сновала парочка не в меру навязчивых крыс, которых на «кыщ!» и «Брысь!» реагировали крайне вяло. Не знаю, может надо было к ним по-итальянски обратиться.

4. Башенка церкви святой Екатерины и аккуратные домики над речкой.

5. Заросшие кустами неухоженные берега Ретроне.

6.

7. Ретроне.

(В воде, если присмотреться, можно увидеть здоровенную речную крысу, которая мирно выплыла из под моста; к сожалению, не успел достать телеобъектив.)

8. Piazza dei Signori.

Площадь Пьяцца деи Синьори в каждом городе в Средние века была центром политической и общественной активности — именно тут были мэрия, городской суд, прочие присутственные места, тут торговали, веселились на праздники и, по случаю, совершали публичные казни.

Справа на снимке — Базилика Палладиана, самое известное здание Виченцы. До Базилики на этом месте стояло другое здание, как и в Падуе носившее название Палаццо делла Раджоне (то есть примерно Чертога Разума — так в средневековой Италии называлась городская администрация). В начале 16-го века часть готической постройке обрушилась, и Палладио выиграл тендер Совета Ста на её ремонт. Палладио окружил остатки палаццо двумя этажами галлерей, совершенно спрятав исходные готические очертания под ренессансным фасадом. Архитектор приступил к работе в апреле 1549-го года, а строительство продолжалось еще тридцать лет после его смерти — не Саграда Фамилия, но тоже прилично. Базилика была частично разрушена во время бомбардировки во Вторую Мировую, кое-как восстановлена после войны, и лишь недавно, в 2009, перенесла масштабную реконструкцию стоимостью 15 миллионов евро с очисткой фасада, заменой перекрытий купола и установкой новой иллюминации. На иллюминацию можно будет посмотреть в посте про вечернюю Виченцу.

Слева — ла Лоджия дель Капитанио, другое здание Палладио, бывшая резиденция представителя Республики Венеции в городе. Сейчас тут заседает городской совет.

Ну и наконец в самом центре — возведенная в XII веке башня Биссара высотою в 82 метра.

9.

10. Сам Палладио стоит и смотрит.

11. Выходящая на площадь церковь Chiesa di San Vincenzo.

Самый правильный способ гулять по Виченце — взять в ближайшем кафе мороженное, сесть на ступеньки церкви и полчаса лениво смотреть на Пьяцца деи Синьори.

12. Неизменный атрибут любого города Террафермы (сухопутных владений Венецианской Республики) — крылатый лев святого Марка.

13. Внезапно тучи расходятся и крыши осещает низкое закатное солнце!

14. По другую сторону от Базилики находится площадь Piazza delle Erbe. Потом покажу ее побольше, пока же только фактурная дверь старинной каменной башни.

15. Снова река Ретроне.

16.

17.

18. Фонтан Детей.

19.

20. В городском саду Giardino salvi полно всякой живности, то выводок утят проплывёт, то вот такая водяная курочка пробежит по плавающей листве.

21. Мост через другую городскую речку, Баччильоне.

22. Chiesa di Santa Maria in Araceli.

23. Дуомо, или Кафедральный собор Санта Мария Аннунчата (Cattedrale di Santa Maria Annunciata). Достоверно известно, что Палладио возвел купол и северный притвор собора; скорее всего, что вся постройка строилась по его проекту. Честно говоря, не производит впечатления.

24. Идя по главной улице Виченцы, которая носит имя — ничего оригинального — Андреа Палладио, отмечаешь несоразмерность высоты ренессансных палаццо и узости средневековой улочки. Всё время нужно голову задирать.

25. Цветы.

26. Увидел барельеф с Мелюзиной. Так получилось, что я на них всегда обращаю внимание, нахожу почти в каждом западноевропейском городе.

27. Замок.

28. В Виченце нам попался самый широкий выбор спритцев. Помимо обычных апероля и кампари, тут предлагали фруктовые и цветочные ликёры и сиропы. Слева — спритц на фиалках, справа — на гибискусе.

29. Ира передает всем привет.

Category: Новости | Tags: , , , , Comment »