Баталья — небольшой городок или, даже, скорее, посёлок недалеко от города Лейрия. Кстати, тоже не слишком большого. Баталья насчитывает всего семь с половиной тысяч жителей, но это считая по окрестностям, потому что в самой Баталье и столько не живет. Словом говоря, место особо не примечательное, если бы в Баталье не было огромного и очень красивого монастыря. Собственно, монастырь Санта-Мария да Витория — это то, ради чего стоит приехать в эти выселки.
1. Монастырь на плитке-азулежу.
Для начала немного истории. В далеком 1383 году король Португалии умер, не оставив наследника. Два года длилось междуцарствие, пока в 1385 собравшиеся в Коимбре кортесы (такой себе аналог парламента, состоявший из аристократов) не провозгласили королем Португалии Жуана I Доброго. Его августейший тезка и сосед Хуан Кастильский тоже имел претензии на престол (он был женат на дочери покойного короля Фердинанду) и вторгся с большой армией на территорию Португалии. Жуан I дал обет в случае победы над испанцами построить великолепный монастырь в честь Девы Марии. Армии встретились около местечка Алжубаррота неподалеку от Лейрии.
Силы стороны были примерно такими: со стороны Испании, точнее Кастильского королевства в союзе с королевством же Арагонским, — 5-6 тысяч тяжелой кавалерии, усиленной союзным французским рыцарством, полторы-две тысячи легкой кавалерии, 5-6 тысяч арбалетчиков, в том числе знаменитые генуэзские наемники, воевавшие по всей Европе, 8-15 тысяч пехотинцев; у португальцев имелось около 2 тысяч тяжелых всадников (в те времена каждый рыцарь экипировался сам, и, поскольку Португалия была беднее Кастилии, португальские рыцари по вооружению уступали испанцам), около тысячи арбалетчиков, 500—700 английских лучников и около 4 тысяч пехотинцев, то есть примерно в 4 раза меньше, чем противников. (Между прочим, договор о военной помощи между Англией и Португалией был заключен в 1373 и является старейшим действующим договором в мире.)
14 августа войска заняли позиции: спешенная кавалерия выстроилась с пехотой в центре, на флангах английские лучники. Внизу собралось испанское воинство. Ну как, собиралось оно очень долго, и португальцы успели соорудить примитивные укрепления вроде заостренных кольев, ям и траншей. Только к шести вечера кастильцы были готовы сражаться. Солдаты после дневного перехода по жаре устали, но испанцы, тем не менее, атаковали.
Сражение началось в лучших традициях французского рыцарства — с кавалерийской атаки, рассчитанной на то, чтоб быстрым ударом опрокинуть сильно уступающие числом вражеские ряды. В общем, вражеской пехоты рыцари так и не достигли — размокший от прошедшего дождя склон кони с тяжелыми всадниками не могли преодолеть быстро, ломали ноги в ямах и падали под английскими стрелами. Рыцарская кавалерия хороша тогда, когда атакует в плотном строю, так как с боков рыцарь сильно уязвим. Ну а каждая убитая или изувеченная, бьющаяся в конвульсиях лошадь, вносила раздрай в атакующие ряды и рыцари были легко отброшены. Многочисленные благородные рыцари, упав с коней, оказались убиты или взяты в плен (в зависимости от того, сколько кто мог предложить за себя выкупа). Словом говоря, с самого начала всё не задалось.
Затем в наступление пошла пехота, но пока она преодолевала на узком склоне завалы из коней и рыцарей, ее строй смялся, и португальцы остановили превосходящего по силам противника. Хотя португальцев было немного, численное превосходство на склоне холма преимущество не давало, так что после первого удара аванград португальцев расступился в стороны, пропуска вперед свежие силы. В какой-то момент английский лучник поразил королевского знаменосца, знамя упало, испанцы решили, что их король убит и бросились наутек. Хуан Кастальский при виде разбегающихся в панике солдат тоже обратился в бегство (наверное, он тоже решил, что убит). Союзное кастильско-французское войско потерпело сокрушительный разгром. Официальный траур в Кастилии продолжался до 1387 года.
Почему я подробно это описал? В Европе в это время наступило затишье в Столетней войне, и Франция с Англией продолжили свой конфликт уже на Иберийском полуострове. Как 40 лет назад при Креси, атака тяжелой кавалерии оказалось полностью провальной, а последовавшее пешее побоище предвосхитило победу вчетверо уступающего в силе войска при Азенкуре. История любит аллюзии и реминисценции.
Как бы то ни было, Португалия единственной из Иберийских государств отстояла независимость от Кастилии, а Баталья получила огромный монастырь. “Баталья”, кстати — вы правильно подумали, — означает “сражение”.
В общем, король подарил 14 гектаров земли в пустынной местности примерно в 15 км от Алжубарроты и 3 км от места битвы ордену доминиканцев, и в течение двух столетий тут возводилась величественная постройка в готическом стиле, позже сменившемся мануэлино. Строительство прекратилось в 1517 году, когда новый король перегнал строителей возводить монастырь Жеронимуш в Белене (там я тоже был — лучше бы закончили монастырь в Баталье).
Монастырь был распущен в 1834 году, долго стоял заброшенным, потом восстанавливался, и открылся как музей в 1980; ну, конечно, внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, все такое, в частности, в список 7 чудес Португалии. (Если кому интересно, то остальные объекты в этом списке такие: монастыри Жеронимуш и Алкобаса, дворец Пена, замки Гимарайнш, Обидуш и Беленская башня в пригороде Лиссабона.)
2. Фасад.
3. Главный вход — со стороны западного фасада — по обе стороны украшен скульптурами двенадцати апостолов, установленных на ажурных консолях. На самом деле это не оригинальные статуи, а установленные при реставрации монастыря.
4. Портал. По центру расположена статуя Христа, которую окружают четверо евангелистов, обрамленная шестью сводами со статуями библейских царей, пророков и ангелов.
5. Боковой неф.
6. Центральный и боковые нефы разделены толстыми колоннами, не украшенными ничем, кроме резных коринфских капителей. Вообще, убранство главного объема монастыря очень скупое. Главное украшение — витражи в окнах. Самые старые из них сделаны в 1430-х приглашенными франконскими и нюрнбергскими мастерами.
7. Величественные своды. Имеют высоту 32 метра.
8.
9. Справа от входа в церковь находится квадратная часовня XV века.
10.
11. В центре часовни находится огромная гробница короля Жуана I и его жены, королевы Филиппы Ланкастер — первая супружеская могила в Португалии.
По периметру часовни расположены могилы их сыновей, в том числе принца Генриха Мореплавателя, с именем которого связано становление Португалии как одной из талассократических (красивое слово. Давно хотел его куда-то ввернуть) империй, и короля Дуарти I с супругой, главного строителя монастыря.
12. Лев умиляет.
13. Витраж.
14.
15.
16. Галерея клуатра.
17. Детали резьбы.
18. Галерея.
19. Оригинальные статуи апостолов, снятые при реставрации.
20. Главный клуатр монастыря. Клуатр — это закрытый монастырский двор, окруженный со всех сторон крытыми галереями, обычно примыкающий к основной церкви монастыря с севера, с фонтаном или колодцем посредине.
21. Детали.
22. Резьба.
23. Фонтан
24.
25. Детали.
26. Одна из каменных горгулий.
26. В монастыре Батальи не один, а два клуатра.
27. Ира в галерее клуатра.
28. Бассейн с золотыми рыбками.
29. Башня.
Страшно нравятся цвета на этом фото.
30. Герб.
31. Незавершенные часовни.
Дуарти I, старший сын Жуана I, решил создать в городе Баталья пантеон славных деятелей страны, и для этого начал возведение ротонды, в часовнях которой должны были разместиться могилы. Однако строительство так и не было закончено, так что получилось странное пространство под открытым небом.
32.
33. Капелаш-Имперфейташ несут типичные украшения мануэлино.
34.
35.
36.
37. Снаружи.
Справа, заметьте, горгулья в виде бомбарды.
38. Задний фасад монастыря.
39.
40. Монастырь и площадь перед ним.
41. Башня.
42. Детали.
43. Горгулья.
44. На закате.
45. На площади Largo Do Mosteiro Da Batalha установлен памятник Нуно Альварешу Перейре, командовавшему португальскими войсками в победной битве при Алжубарроте. Примечательно, что кастильской армией командовал его старший брат Педро Перейра.
Вообще, возможностью поснимать на закате я обязан достаточно дурацкой случайности. Баталья и Алькобаса должны были быть дневным выездом из Лейрии на следующий день, но, проезжая Баталью с меня слетела шляпа, наш автобус поймал на узком повороте в бок малолитражку. Все отделались легким испугом, но автобус встал (и перегородил всё движение, к тому же). Вальяжно прибыла неспешная португальская полиция. И недели не проходит, обрадовались они, чтоб на этом повороте кто-то не столкнулся! Водители начали заполнять формы. Проходило время. Водители заполняли формы. Полиция курила. Пассажиры слонялись. Единственная проблема заключалась в том, что у нас с собой был багаж. По случаю дня святого Мики все камеры хранения в Лиссабоне, из которого мы планировали выехать налегке, были закрыты. (Ну, кроме той автоматической, в которой все ячейки были забиты.) До Баталье же такое благо цивилизации не добралось вовсе. Кончилось все тем, что я разжалобил даму в туристическом офисе, и она пустила нас в подсобку переодеться и оставить чемоданы. Святая женщина.
46. Сумерки.
47. У церкви монастыря Баталья нет колокольни, как и у всех доминиканских церквей.
48.
Я хотел поснимать монастырь в ночное время с включенной подсветкой. Несмотря на то, что здание окружали десятки прожекторов, подсветку так и не включили. Пришлось собирать манатки и спешить, чтоб впрыгнуть в последний (и единственный) автобус!
Сповіщення: Северная Испания — Photo: Keep It Simple, Stupid
Сповіщення: Дворец Пена и Замок Мавров в Синтре | PHOTOKISS
Сповіщення: Лейрия | PHOTOKISS
Сповіщення: Поблет | PHOTOKISS