Leica D Vario-Elmarit 14-50 – прекрасный объектив отличного оптического качества и c приятным рисунком, о чем я уже писал в своем блоге. Но вместе с тем следует признать, что он обладает конструктивной особенностью, из-за которой любой экземпляр 14-50 может выйти из строя независимо от того, насколько аккуратно он эксплуатируется: кольцо зума начинает заклинивать на отметке 21 мм. К сожалению, дефект имеет систематический характер, что показывает самый поверхностный поиск в интернете (например, по словам “14-50 zoom lock”). В профильной ветке основного форума, посвященного системе 4/3 традиционно любые негативные замечания встречаются стыдливым молчанием. Между тем, ремонт Leica D Vario-Elmarit 14-50 занимает – при наличии некоторых навыков – примерно 15 минут в случае, если объектив только начал барахлить. Если кольцо зума заклинивает намертво, починка займет примерно 3 часа.
Проблема zoom lock’а чисто механического свойства и не требует вмешательства в электронику или, успаси господи, в оптическую часть объектива. Объектив стоимостью тысячу долларов теряет работоспособность (один из столкнувшихся с проблемой писал, что использует 14-50 как “21-мм фикс”) из-за… разболтавшегося винтика.
Излишне говорить, что ремонт нужно выполнять в чистом помещении, чистыми руками, соответствующими инструментами, предельно аккуратно, документировать последовательность разборки и так далее.
Ремонт Leica D Vario-Elmarit 14-50, случай простой: зум заклинивает, но не во всех положениях.
Понадобятся: часовые отвертки, лак.
Схема ремонта в этом случае следующая:
- Снимаем резиновое кольцо с зума.
- Осторожно отрываем две металлические полоски под резиновым кольцом. Они приклеены слабым клеем.
- Находим положение объектива, в котором зум не заклинивает. Выкручиваем зум в положение 50мм.
- Вынимаем три винта, которые ограничивают вращение кольца зума.
- Станут доступны три винта с широкими плоскими головками, фиксирующие геликоид. Один или несколько из них, разболтавшись, заклинивают трансфокатор. Затягиваем винты и фиксируем их, например, лаком. Не все винты полностью доступны, но затянуть можно.
- Ввинчиваем обратно винты-ограничители, приклеиваем (например, клеем “Момент”) металлические полосы (они защищают объектив от проникновения через прорези пыли и влаги), натягиваем резиновое кольцо.
В случае, если кольцо зума не поворачивается дальше 21 мм, ремонт более сложен, так как требует разборки корпуса объектива.
Ремонт Leica D Vario-Elmarit 14-50, случай запущенный: кольцо зума не поворачивается дальше 21 мм.
Понадобятся: часовые отвертки, пинцет, лак, груша
Схема ремонта в этом случае следующая:
- Отвинчиваем черное тубусное кольцо около задней линзы (3 черных винта), байонет (4 блестящих винта), отсоединяем контактную группу от байонета (маленький блестящий винт посредине крепления группы).
- Снимаем тубусное кольцо, кольцо байонета, два юстирующих латунных кольца, заднее пластмассовое кольцо набора корпуса.
- Снимаем кольцо управления диафрагмой (очень аккуратно, чтоб не выронить шарик и пружинку) – оно вынимается заводом за крайнее положение.
- Отсоединяем от разъемов главной платы концы шлейфов (их нужно аккуратно вытянуть), отвинчиваем плату (два маленьких блестящих винта).
- Отвинчиваем датчик управления диафрагмой (белый ползун), отсоединяем его от кольца набора корпуса, отвинчиваем (4 винта) и снимаем кольцо. Один из шлейфов приклеен, его нужно оторвать.
Под металлической пластиной находится мотор автофокуса. Вынимать мотор не нужно, снимать его крышку – ОСОБО не нужно. - Кольцо набора корпуса с управлением стабилизатором – просто снимаем.
- Снимаем кольцо управления фокусировкой.
НЕ НУЖНО снимать задний линзоблок (он прикреплен тремя черными залакированными винтами). - Снимаем резиновое кольцо с кольца зума.
- Вывинчиваем два винта, которые соединяю кольцо зума и механизм трансфокатора. Это нестандартные винты с очень длинной шляпкой. Обращаться с ними надо очень аккуратно. Снимаем кольцо корпуса вместе с закрепленным на нем кольцом зума.
- Станут доступны три винта с широкими плоскими головками, фиксирующие геликоид. Один или несколько из них, разболтавшись, заклинивают трансфокатор. Затягиваем винты и фиксируем их, например, лаком. Ввинтив один из нестандартных винтов, проверяем ход трансфокатора – он должен поворачиваться свободно по всему диапазону фокусных.
- Собираем объектив в обратном порядке: сажаем на место кольцо зума (надо совместить белую отметку на кольце передней линзы и 14 на поставленном в крайнее положение кольце зума). Фиксируем его двумя нестандартными винтами. Надеваем резиновое кольцо.
- Прикрепляем привод кольца фокусировки, надеваем кольцо корпуса с выключателем стаба и шкалой фокусировки, попав штырьком ползуна привода в спиральную направляющую на внутренней стороне кольца шкал.
- Ставим на место кольцо корпуса, при этом надо провести шлейф и привод управления диафрагмой в прорезь на боку кольца, а другой шлейф – узкий с угловым поворотом – в прорезь на торце. Привинчиваем привод. Фиксируем шлейф на кольце (около винта, напротив надписи букв СЕ на кольце) капелькой клея “Момент”. Это одна из двух самых сложных операций.
- Два шлейфа приклеены к корусу черной липкой лентой. Надо проверить, чтоб лента была надежно приклеена, она имеет тенденцию отклеиваться, уголком цепляться за выдвигающуююся часть зума – при зуммировании будут раздаваться нервирующие щелчки, а когда лента полностью отклеиться, шлейф может попасть между движущимися частями и повредиться.
- Ставим на место главную плату, привинчиваем, присоединяем шлейфы.
- Вставляем в отвертсие на корпусе пружинку и шарик – на них хорошо нанести немного смазки – чтоб держались. Надеваем кольцо управления диафрагмой – оно ставится за крайним положением. Ползунком привода датчика положения кольца управления диафрагмой нужно попасть в спиральную направляющую на внутренней стороне кольца, шариком – в соответствующее углубление. Проворачиваем кольцо в рабочее положение (тут еще нужно убедиться, что оно ходит как надо). Это вторая сложная операция.
- Ставим на место заднее кольцо корпуса, юстирующие кольца, байонет и тубус.
Во время сборки надо постоянно контролировать, чтоб под задний линзоблок не попала какая-нибудь пылинка, и вовремя выдуть ее оттуда грушей.
Стоимость такого ремонта в мастерской может доходить до 500$.