Блог

Миф об обработке изображений

Еще один дурацкий миф касается обработки цифровых изображений.

Трудно поверить, но многие люди считают, что операции по редактированию фотографий лучше проделывать не сразу, а мелкими порциями, скажем, если надо что-то изменить на 20%, то сначала на 10% и потом еще раз на 10% (да, я в курсе, что это не 20% а, 19% или 21% в зависимости от того, покупаем мы или продаем, но суть не в этом). Примерно так рассуждают люди, которые из гуманизма рубят собаке хвост по частям: если отрубить сразу много, собаке будет больнее! Так и если операцию совершать не сразу намного, а несколько раз по чуть-чуть, то качество картинки будет лучше — ведь изображение меньше подвержено вредным влияниям при пересчёте пикселов.
Подробнее »Миф об обработке изображений

«Эквивалентная светосила»

Один из самых живучих и долгоиграющих мифов, циркулирующих среди начинающих фотографов (причем в основном тех, кто много заседает на различных форумах), это так называемая «эквивалентная светосила» (или «относительная светосила»). Идея ЭС сводится к тому, что «объектив с одной системы, прикрученный на другую, с другим рабочим отрезком и кропом, изменит все свои параметры — фокусное расстояние и светосилу, так как площадь изображения, которое формирует объектив, измениться при изменении рабочего отрезка». Таким образом, как и в случае с эффективным фокусным расстоянием, необходимо пересчитывать для кропнутой системы светосилу, которая указывается для 35-мм пленки.
Подробнее »«Эквивалентная светосила»

Немного о резкости и ее отсутствии

Нерезкость на снимке может быть вызвана разными причинами. Иногда это грубый брак, иногда — намеренный эффект, нужный чтобы подчеркнуть главную деталь снимка и убрать ненужные акценты с несущественных.

1. Промах фокуса. Технический брак, когда объектив оказался наведен не на то, на что должен был. Как правило, если поискать по снимку, удается найти, что же все-таки резко, но не всегда. Особенно часто проявляется при съемке при плохой освещенности, например в сумерках. Так же часто бывает от отсутствия навыков работы со светосильной оптикой, у которой крайне мала ГРИП.
Подробнее »Немного о резкости и ее отсутствии

ГРИП, расстояние фокусировки, ФР, диафрагма и компакты

Читатели просили написать про ГРИП на разных камерах — пишу про ГРИП на разных камерах.

Здесь и далее, кто еще не знает, ГРИП — глубина резко изображаемого пространства, то есть «шмат» того, что лежит перед объективом камеры, который отображается на снимке резко.

Собственно, ГРИП как таковой нет. Резко (как точки) отображаются ТОЛЬКо точки из плоскости фокусировки. Однако точки, лежащие достаточно близко к этой плоскости, отображаются достаточно резко. Обычно резким считается все, где точка передается «как кружок 0.03..0.05 мм» (речь идет 35-мм пленке). Разделите на число кропа и получите. Из чисто геометрических соображений задняя зона ГРИП дальше от плоскости фокусировки, чем передняя.

Три основных свойства ГРИП:
Подробнее »ГРИП, расстояние фокусировки, ФР, диафрагма и компакты

Светосила, относительное отверстие и диафрагма

Светосила — отношение освещенности поля изображения, создаваемого объективом, к яркости объекта сьемки. Светосила зависит от соотношения между диаметром действующего отверстия («зрачка») и ФР объектива.
Светосила — это НЕ «количество света, пропускаемого объективом». «Количество света, пропускаемого объективом» одинаково при одинаковом диаметре зрачка, но при разных фокусных расстояниях освещенность, а значит и светосила, будут разными.
Светосила прямо пропорциональна площади зрачка (т.е. квадрату диаметра) и обратно — квадрату ФР.
Отношение диаметра зрачка к ФР принято называть «относительным отверстием». Светосила равна квадрату относительного отверстия. Исторически принято указывать только знаменатель дроби относительного отверстия, с числителем 1 (например, ZD 50/2.0).
Подробнее »Светосила, относительное отверстие и диафрагма

Что такое зум, углы, кропы и ЭФР

Пользователи компакт-камер уверены, что зум — это такое число, которое показывает, во сколько раз фотоаппарат увеличивает снимаемый объект. Так вот. В общем случае это ошибочно: зум — параметр объектива, а с увеличением всё еще сложнее. :)

Важнейший параметр объектива — его фокусное расстояние. Грубо говоря, расстояние от главной плоскости до главного фокуса. (Лучше этим не заморачивайтесь. Просто знайте, что такое есть.)

Первые объективы имели постоянное фокусное расстояние. Объективы с постоянным ФР производят и сейчас, в обиходе они называются фиксами (соответствующий английский термин — prime=single focal length lens). Естесственно, объект они не увеличивали (точнее, увеличивали, но всегда одинаково для одного объектива :) ). Никаких объективов с «увеличением» не было, пока в 1948 году Френк Бэк не запатентовал объектив с изменяемым фокусным расстоянием (панкратический) — «Zoomar». Слово «zoom» означало приближающийся или удаляющийся звук, жужжание. Сейчас оно означает кратность изменения (во сколько раз наибольшее больше наименьшего) фокусного расстояния, а заодно распространилось на все объективы с меняющимся фокусным.
Подробнее »Что такое зум, углы, кропы и ЭФР