Поездка в Болгарии получилась экспромтом и экспериментом. Честно говоря, если бы не коронавирус, то в сторону этой страны вообще кто-то вряд ли бы взглянул, слишком уж крепок стереотип, что Болгария — это посредственные курорты на скучном Черном море летом и посредственное же катание на горных лыжах зимой. Да и то, Болгария — не заграница (вот это, кстати, оказалось ближе к истине, чем предыдущие утверждения). Впрочем, про то, что стоит посмотреть в Болгарии, я напишу отдельный пост, а этот будет про саму поездку. Билеты мы взяли в самый последний момент — за неделю до отъезда. Тут надо иметь в виду, что из-за четко выраженной сезонности попасть туда достаточно просто — куча лоукостов летает в Варну и Бургас за недорого. Зато обратно, в октябре, единственным вариантом был вылет из Софии за х3.5 стоимость. Это в значительной мере и определило наш маршрут по Болгарии.
Собственно говоря, никакого определенного плана поездки и не было. В сущности, я расставил на гугл-карте точки с достопримечательностями (взятыми в том числе из трипадвайзера, википедии и из этого списка; ну и знакомые насоветовали), и наш маршрут по Болгарии сложился сам собой — до куда успели за день доехать, там и остановились. Нигде ночлег заранее не бронировали, пару раз просто стучались в первый подвернувшийся отель. Поэтому в какие-то дни мы ехали много, в какие-то — мало. По итогу первых дней стало понятно, что получилось проехать максимум из того, что реально было впихнуть в десятидневную поездку. В результате наш маршрут по Болгарии получился таким:
Ну а теперь, что называется, слайды.
1. Созопол. Небольшой город к югу от Бургаса. Как на мой взгляд, тут уж слишком много туристических лавок и гостиниц, чтоб чувствовать себя комфортно. Однако со стороны города, дальней от въезда, красивые скалы с угловатыми камнями обрываются прямо в море.
2. Несебр. Старый город расположен на небольшом полуострове, связанным с берегом узкой дамбой. Собственно говоря, тут все, чему положено быть в старом городе в восточном средиземноморье: узкие улочки, византийские церкви, полуразрушенная городская стена. Но символом города является и фигурирует на всех открытках эта вот ветряная мельница.
3. Чуднате скали. Честно говоря, на весенних фото выглядят куда как выигрышнее, когда скалы отражаются в воде (ее уровень отмечает светлая полоса). Осенью тонкий ручеек полностью теряется в траве, выглядит сильно слабее.
4. Плиска, дервняя столица Болгарии. Совершенно непримечательное место — на огромной территории маленький музей и пара фундаментов. Мягко говоря — не рекомендую.
5. Мемориал основателям Болгарии. Сверх того, что я ожидал, оказалось очень круто. Разумеется, сыграло роль то, что нам крепко повезло с погодой — весь день было пасмурно и даже с дождем, тут облака разошлись ровно к приезду и снова сгустились сразу по выходу. Обычно все происходит прямо противоположным образом.
6. Водопад Боаза под Тырговиште. Сентябрь — явно не лучшее время, чтобы смотреть водопады. С вечера шел ливень, так бы, видимо, вообще все пересохло. Поэтому больше в маршрут поездки по Болгарии водопады решили не включать, по крайней мере в этот раз.
7. Город Ловеч и его главная достопримечательность — Крытый мост. Честно говоря, не особо. Заехали пообедать по пути к следующему пункту.
Ловеч известен главным образом заводом “Спарки Элтос”, благодаря которому на постсоветском пространстве никто угловую шлиф-машину не называет иначе, чем “болгаркой”.
8. Пещера Деветашка. Огромная карстовая пещера, выглядит как собор. На мой взгляд, очень круто.
9. Одна из главных достопримечательностей страны — древняя столица Болгарии (да, еще одна древняя столица), город Велико-Тырново.
10. Пещера Бачо-Киро. Понравилась, главным образом, тем, что тут совершенно никого не было.
11. Габрово. Вообще не планировали тут останавливаться, но раз уж так получилось, то отчего не.
12. Деревня Этыр — главный скансен в Болгарии. Тут снова очень повезло с погодой — всю дорогу из Габрово шел дождь, который окончился через пару минут после того, как мы приехали. Солнце блестит в лужах, с утра почти никого не было.
13. Шипкинский перевал.
14. Бузлуджа — культовый топос болгарской коммунистической партии, где она проводила свои черные ритуалы. К сожалению (в плане достопримечательностей, а не сочувствия к коммунизму), сейчас разграблено и закрыто.
15. Русская Мемориальная церковь в Шипке.
16. Казанлык. Фальшивая фракийская могила — на вид такая же, как настоящая, только не радует.
17. Каменные грибы.
18. Перперикон — очень древний (утверждают, что возрастом 4500 лет, но я не очень этому верю) фракийский город, знаменитый своим святилищем Диониса. К сожалению, сейчас представляет собой главным образом кучу камней.
19. Озеро Кырджали на закате. Несомненно, очень красивое место; добираться, правда, очень так себе.
20. Родопы. Целый день, — потому что очень медленно, — ехали по отвратительной дороге среди красивых горных пейзажей. Смотрели римский мост, лежали на можжевельнике.
21. Асеновградская крепость. Правду говоря, вид на церковь со стороны довольно неплох, но и только.
22. Пещера Снежанка в окрестностях города, который так и называется – Пештера. В отличие от Деветашки и Бачо-Киро, больше похожа на пещеру Дракона на Майорке, где я был два года назад.
23. Озеро Паничиште.
24. Национальный парк Рила. Канонический вид на семь горных озер.
25. София. Собор Александра Невского
26. Ну и на закуску. Отвечая на вопрос, какие в Болгарии дороги:
Кстати, дороги в горах (а ездили мы в основном в горах) — очень так себе. Местами асфальт давно сошел вместе со снегом. Кое-где его собирались положить, но где-то на следующей неделе. Или через год; все вокруг стояло покрытым слоем белой пыли, как будто в снегу — странное, мистическое зрелище. Не будь у меня так испорчены нервы, я бы вылез сфотографировать. В общем, больше 30 не разгонишься, кое-где и 10 было много. Не в горах дороги довольно приличные. По существу, во всей стране есть единственная автомагистраль. Тут скорость движения 130км/ч, в остальном за городом действует ограничение 80, в городе — 50 (но много где — и 30). В городах очень густо напиханы лежачие полицейские. На трассах довольно часто установлены камеры видеофиксации, но, судя по тому, что мне штраф так и не пришел — работают далеко лишь не все из них. А точнее — немногие их тех, что все.
В принципе, эти ограничения почти все имели в виду, и вообще культура вождения так себе, поворотниками пользуются через одного, дальний свет выключает тоже мало кто.
27. Наш “Росинант” (дизельный Сеат Ибица).
Возможно ли потому, что не был уверен в датах, а может я подсознательно боялся сглазить, что не улетим, то ли просто из-за лени и извечного разгильдяйства, — я так и не позаботился забронировать автомобиль заранее. Так что вот все, что нашлось в прокате в аэропорту Бургаса. Ну и на том большое спасибо, что машина а) нашлась б) нашлась подходящая по вместимости в) примерно за те деньги, на которые я и рассчитывал (примерно на 25 евро разницы). Правда, я никогда до этого не водил дизель и первые два дня никак не мог понять, как с ним управляться, потом ничего, как-то пообвыкся, так что жалко было сдавать назад. Так что посещайте Болгарию, пока пускают, букайте машину вовремя, читайте мой следующий постик про главные достопримечательности.
Сповіщення: Этыр — музей народной архитектуры и быта в Болгарии | PHOTOKISS
Сповіщення: Пещера Деветашка | PHOTOKISS